Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » 27 февраля 1927 года шесть лет Удмуртской автономной области

27 февраля 1927 года шесть лет Удмуртской автономной области



Одновременно в плакатах и карикатурах появляется положительный герой. Он утверждает революционный порядок и справедливость, символизирует силу и уверенность в победе трудящихся масс, противостоит врагам революции. Небезынтересно проследить, как складывался этот герой в газетной графике. В 1918 начале 1920 годов он еще недостаточно конкретен, в значительной степени идеализирован и безлик. Один из примеров тому заставка к поэме Д. Бедного «Мужики», опубликованная в «Ижевской правде» 21 февраля 1919 года. В облике крестьян, держащих транспарант с революционным лозунгом, много отвлеченного. В них преобладают черты условного «мужичка», который только-только, кажется, сошел с подмостков оперной сцены, из толпы, изображающей народ. Уже совсем иначе выглядят рабочий и крестьянин на плакате С. П. Ковалева «Шесть лет Удмуртской автономной области», опубликованном в «Ижевской правде» 27 февраля 1927 года. В нем убедительны и достоверны не только одежда и облик двух людей, соединивших руки в братском пожатии, но и атмосфера, настроение момента. Интересна попытка художника в качестве фона использовать карту Удмуртии, а за ней полоску конкретного пейзажа набережной Ижевского пруда со зданием заводоуправления и дымящими корпусами завода. Придя в газету в 1923 году, С. П. Ковалев за пять лет работы в ней выполнил сотни рисунков с натуры, десятки плакатов. Важное место в его творчестве, как и в периодической печати середины 20-х начале 30-х годов в целом, занимал портрет. Рисованные портреты передовиков производства, активистов, завёрстывались, как правило, вместе с текстовым материалом о них. Они придавали газетной полосе удивительную теплоту и достоверность, переносили читателя на место действия, в среду, где трудился тот или иной человек. Таков рисованный портрет Героя труда, заделыцика Слободчикова, одного из старейших рабочих завода, к статье «Калистратыч». Психологически точен портрет делегатки VI съезда Советов Удмуртской автономной области Азамат кенак (Плотниковой) из деревни Большая Кибья Можгинского района. Художника поразила решимость этой старой женщины бороться за новый быт. Призывая покончить с самогоноварением, она в своей речи на съезде сказала: «Сильнее быстрой воды, тверже металла станем. Пойдем в гости друг к другу не для того, чтобы напиваться, а для совета, для дружеской беседы» 3. Характерно, что именно Азамат кенак стала для художника прототипом одного из лиц плаката, посвященного Дню международной солидарности трудящихся. Опубликованный в газете «Гудыри» в том же номере, что и портретная зарисовка с Азамат кенак (1925), этот портрет впоследствии неоднократно перепечатывался на страницах журнала «Кенеш» и «Ижевской правды». На плакате изображено массовое шествие трудящихся разных национальностей. В первом ряду удмуртские и татарские крестьяне, за ними представители других народов СССР и зарубежных стран. Женщина-удмуртка имеет черты портретного сходства с Азамат кенак. Аллегорический смысл этого шествия, выливающегося с пространства Красной площади и в своем мощном движении затопившего все вокруг, братское единение трудящихся всего мира во имя построения социализма. Именно поэтому художник вводит в плакат образ В. И. Ленина. Вероятно, это первый портрет Владимира Ильича в произведениях графики Удмуртии. Изобразив его над колонной демонстрантов, художник подчеркивает мысль о том, что идеи В. И. Ленина сплачивают массы. Успех плаката, очевидно, объясняется тем, что образ трудового народа был решен на знакомом, близком зрителю материале и объединялся с образом вождя мировой революции.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования