Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Атынæг

Атынæг



Атынæг (в осетинской мифологии — божество, покровитель плодородия, посылающий обилие трав и помогающий удачному завершению полевых работ) устраивали в августе перед началом сенокоса, праздник начинался в воскресенье и продолжался до среды; в один из дней посещали святилище. Праздник сопровождался песнями, танцами и конными состязаниями. На следующий день после праздника вместе выходили на сенокос. Праздники Нырыбардуаг æмæ Аларды отмечали 15 сентября; угощение устраивали по очереди, устроитель «куывда» фысым резал барана, реже козленка (по своему усмотрению). Другие односельчане несли в его дом три пирога, графин араки; пиво варили к празднику всем обществом. В празднике могли участвовать только одни мужчины; на стол перед стариками клали самые почетные части жертвенного животного — голову и курдюк; гостей сажали рядом с почетными стариками. (В сел. Базилан меня посадили с 85-летним Темболом Абаевым, близким родственником Васо Абаева). Подавали араку в большом бычьем роге и пиво в чаше, которое после молитвы старика во имя какого-либо святого выпивали. Кæхцгæнæн (букв. делать чашу) кобинцы устраивали в июле в доме, где появился новорожденный первенец. Праздник был настолько почитаем осетинами, что многие называли июль Кæхцгæнæнты мæй. Свое название праздник получил оттого, что мать обходила своих родственников с символической чашей — кæхц, собирая подарки новорожденному. У кобинцев накануне праздника вечером несколько подростков залезали на крышу дома виновника торжества с длинной палкой, имевшей на конце две прибитые крест-накрест палочки; припевая «сой-сой-сой», палку опускали в трубу печи. Если дежурившая там женщина ловила палку, они ничего не получали, в противном случае детей одаривали подарками. Утром родственники ребенка по матери созывали на «куывд» все взрослое население села. Выкупанного, одетого во все новое младенца подносили к старшему, когда тот произносил ритуальную молитву над хуыном, принесенньгм из родительского дома матери. После молитвы он брал младенца, макал его пальчик в чашу с дзыкка (каша из муки с сыром или сметаной, символизирующая в данном случае изобильную жизнь). Перед этим событием молодая мать уходила в родительский дом, где ее одаривали подарками родные и близкие родственники. Родители непременно давали лошадь — хæрæфырты бæх (лошадь племянника); дарили также корову и т.д. Во второй половине XIX в. в Коби была открыта церковь, однако она часто пустовала, в то время как кувды языческих праздников собирали массы народа. Вызывают интерес музыкальные инструменты кобинцев. Наиболее распространена была двухструнная самодельная балалайка — хуыйысæр (свиная голова). Она состоит из деревянной части с натянутым бычьим пузырем и двух струн из конского хвоста. На хуыйысар играли только мужчины. Очень древним музыкальным инструментом является пастушеская свирель уадынз. По словам кобинских старцев, в старину в Коби значительное распространение имела двенадцатиструнная арфа дыууадæстæнон. Со временем здесь, как и но всей Осетии, все традиционные музыкальные инструменты были вытеснены русской гармоникой уырыссаг фæндыр. При этом поменялись и роли музыкантов: если в прошлом играли исключительно мужчины, то теперь исполнителями на гармонике являлись преимущественно женщины. Завершая рассказ о кобинских осетинах, отметим, что в последнее время они пережили разрушительные изменения своего социально-экономического уклада. У кобинцев резко сократилось поголовье скота, не используются обширные горные альпийские и субальпийские пастбища, почти исчезло их главное традиционное занятие — овцеводство, следовательно, прекратилось и производство знаменитого кобинского овечьего сыра. В результате массового переселения горцев на равнину Северной Осетии многие селения Кобинской долины, как и Трусовское ущелье, оказались безлюдными.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования