Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Древнейшие духовые инструменты удмуртов

Древнейшие духовые инструменты удмуртов



Древнейшие духовые инструменты удмуртов, как и у некоторых других народов, родились как результат производственно-бытовой необходимости. Например, такие инструменты охотничьего хозяйства, как флейта-манок (чипсон, узьыгумы, чипчир-ган), пастушья дудка тутэктон, сигнальный ударный инструмент (тангыра), стабильно существовали в быту, пока сохранялись соответствующие формы трудовой деятельности и тем самым помогали человеку в его жизни. Эти «звуковые орудия» тесно сращивались с религиозными представлениями, праздниками, ритуалами, различными видами народного творчества, составляя единое целое с другими элементами первобытного мышления. Иными словами, музыкальным инструментам приписывались магические свойства, способные воздействовать на стихийные силы природы, зверей, птиц, людей (шаманские инструменты), взывать к всевышнему (магические наигрыши, общение с духами). Позднее возникает музыка, непосредственно и опосредованно связанная с трудом8. Все эти особенности древней музыкальной культуры, по-видимому, легли в основу формирования у народа и его эстетических представлений о звуках. Вероятно, так, схематически, можно представить процесс складывания этнических «звуковых идеалов». Из древних духовых инструментов наибольшей популярностью пользовался чипчирган натуральная труба без мундштука из полого стебля крестовника или недоспелки копьевидной длиной 1000 — 2000 мм10. На конце стебля приделывается раструб из бересты или коровьего рога. Звук, в пределах полутора октав, извлекается путем втягивания воздуха "через сжатые губы, играющие роль мундштука. Тембр инструмента варьирует от трубного горлового до журчаще-свиристящего. Сам же термин «чипчир-ган» звукоподражание писку птенца. Иногда этим словом называют соответствующие растения, а также шов из трех тонких стежков и. Материалы экспедиции 1937 года показали, что чипчирган еще в тот период был достаточно широко распространен среди удмуртов. Народные умельцы виртуозно исполняли на нем песенные и плясовые мотивы. Ближайший типологический аналог этого инструмента юсь пелян («лебединое пение», «лебединая дудка»), что позволяет, на наш взгляд, отнести чипчирган к разряду сигнальных орудий, впоследствии ставших собственно музыкальными инструментами. Одна из древних легенд о чипчиргане повествует о борьбе героев удмуртского эпоса, Юбера и Туганая, с владыкой подземного царства Пери, который, похитив чипчирган, тем самым отнял у удмуртов Голос народа, Радость, Свободу, им олицетворяемые . К числу древних охотничьих инструментов относится узьыгу-мы продольная губно-щелевая флейта со свистковым вырезом. Его название происходит от слова гумы, обозначающего зонтичные растения — дудник, дягиль 13. Подобные инструменты бытовали у коми (полян гум), мари (шиалтыш), чувашей (шахлыча). На корпусе, длиной от 500 и более мм, игровых отверстий нет. Вставную пробку заменяет губа исполнителя, входящая в косой срез головки. Тембр и высота звука зависят от силы вдуваемого воздуха, напряжения губного аппарата, изменяющего щель в головке, от закрывания и открывания нижнего выходного отверстия, как у башкирского курая. Тембр звука меняется от глухого шипящего до резкого свистящего, в результате образуется подвижный диатоничный звукоряд с переменной ладовой опорой. При игре инструмент держат вертикально с некоторым отклонением, также как и коми полян гум. На узьыгумы исполнялись импровизации, традиционные плясовые и песенные наигрыши. К этому же семейству манков принадлежат и различные виды чипсона, относящиеся к монолингвальным аэрофонам. Как пишет П. И. Чисталев, у удмуртов бытовали: куро чипсон (дудочка из ржаной соломы без игровых отверстий или с одним-тремя), сяла чипсон (рябчиковый манок из костей птиц), чипсон гумы (свисток из дудника). П. И. Чисталев указывает на терминологическое родство коми чипсана и удмуртского чипсона14. Но у коми ныне известно большее число видов этого инструмента: бадьпу чипсан (ивовая дудка), сюмод сюр чипсан (берестяной роговой свисток) и к уйма чипсан (трехствольный инструмент). Имелись ли соответствующие удмуртские «модификации» чип-сона и в чем они различались, пока остается неясным. Сегодня эти инструменты либо вышли из употребления, либо стали детскими игрушками. Особняком в группе духовых язычковых инструментов удмуртов стоит быз (кубыз) или волынка с мелодической трубкой кларнетного типа и одной бурдонной. По своей конструкции и функциям быз является родственником волынок мордвы-мокши (фама, валонки, скаморы), чувашского сарная, марийского шу-выра. Некоторые исследователи склонны этимологизировать наименование кубыз как сложное слово, где ку мешок из телячьей кожи. На наш взгляд, это не бесспорно, потому что слова кубыз, кумыз, кобаз, кумуз и т. д. весьма распространены у тюркоязычных народов и обозначают различные музыкальные инструменты (например, у татар «кубыз» варган). Если учесть, что кубыз считается инструментом бесермян (этноса, испытавшего сильное тюркское влияние), то можно предположить перенесение данного термина на удмуртскую волынку.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования