Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Фамильные культы в Кахетии

Фамильные культы в Кахетии



Осетины занесли в Кахетию культы своих родовых (фамильных) покровителей. Так, например, Бестаевы почитали Цыргъы дзуар (св. Острого), широко известный в Рукском обществе Юго-Осетии; выходцы из Кударского ущелья праздновали Мыкалгабыртæ (св. Михаил и Гавриил); Горийы дзуар (св. Гори) почитали осетины и грузины; они же совместно праздновали Джеры дзуар (св. Джер), широко известный в Юго-Осетии. Праздник Аларды (покровителя оспы) отмечали многие осетины Ахметского района. Кроме того, у осетин в Кахетии возникли новые почитаемые покровители дзуары. К ним, например, относится Бæрзонд дзуар (св. высокой (горы), праздник которого отмечали в мае. Праздник Хосиаты дзуар (св. Хосиат — имя человека, якобы, убившего дракона залиаг калм)у ежегодно отмечали жители одноименного осетинского села Хосиат. Таким же местным святилищем считался Джигелаты дзуар — фамильный покровитель Джигелаевых. Наряду с местными культами кахетинские осетины сохранили культы и традиции почитания общеосетинских языческих божеств, среди которых первенствующее место принадлежало Уастырджи. Касаясь общественного быта кахетинских осетин, отмечу, что из него исчез (возможно, под влиянием соседних народов) ряд вредных обычаев родового строя, в частности, кровная месть и похищение невесты. Во всяком случае, мною не было зафиксировано ни одного случая. В то же время у них сохранился совет старейшин пыхас, супряга, зиу и другие древние общественные институты. Общественная жизнь кахетинских осетин характеризовалась, прежде всего, добрыми отношениями с окружающим грузинским населением, которое было представлено двумя группами. Кахетинцы жили на правом берегу Алазани. Осетины считали их «неуклюжими», но трудолюбивыми хлеборобами и хорошими виноделами. В целом у осетин было заметно чувство большой дружбы к ним, хотя брачные союзы между двумя группами были редкими. В Лагодехском районе осетинские поселения располагаются рядом с имеретинскими. Имеретины — выходцы из западно-грузинского региона Имеретии. К имеретинам осетины относились с особым уважением, считали их вежливыми и культурными, часто роднились с ними. Осетины Ахметского района с давних времен близко соседствуют с кистинами — чеченскими поселенцами (осет. кистонтæ). Кистины живут компактно, занимая пять населенных пунктов. Главное их село Джахъоло (134 дв.), где находится сельсовет и куда входят другие поселения: Беркъка (127 дв.), Омало (161 дв.), Халацан (35 дв.) и Луис (400 дв.). Кистинские поселения складывались в течение длительного времени. По местным преданиям и нашим неоднократным записям кистины — давние поселенцы в Кахетии, во всяком случае, не позже XVII в. Первые выходцы из Чечни бежали сюда от кровной мести. Бежать их заставляли и другие причины социально-экономического порядка, в результате чего многие покидали родину и уходили за хребет в нынешние места поселения кистин. Осетины относятся к кистинам сдержанно, не берут и не отдают им девушек, объясняя это тем, что «они свои верования часто меняют, переходя от мусульманства к христианству и наоборот». Когда чеченцы и ингуши были в ссылке в Средней Азии, кистины стали разводить свиней, поклонялись, наряду с осетинами и грузинами, языческим культам, некоторые даже ходили в церковь. После возвращения чеченцев и ингушей, по словам осетин, кистины вновь вернулись к мусульманству, но в то же время почитают свои старые языческие божества с жертвоприношениями мелким и крупным скотом. Они «плохо обращаются со своими женами», говорили нам осетины, «при разводе часто оставляют их без средств к существованию, практикуют многоженство». Был случай, когда кистинец имел 17 жен, поскольку владел большим богатством, отарами овец и другим имуществом. Из поминальных обрядов кистин особый интерес вызывает устройство поминок по мнимому покойнику. При этом закалывается 4 головы крупного скота и 12 мелкого. По дворам села раздается мясо с приготовленным к этому ритуалу хлебом. Сам мнимый покойник в это время прятался, по словам информаторов, «залезал под стол» и оставался там до завершения раздачи продуктов. Когда же он через какое-то время действительно умирал, ему больше не устраивали поминок. Не могу не отметить и такой факт, касающийся также древних поминальных обрядов, но уже уходящих корнями в скифскую эпоху. Когда чеченцы и ингуши вернулись из Средней Азии, кистины устраивали скачки по умершему, в которых участвовало 15 всадников. Нам хорошо известно, что немало погребальных и поминальных обрядов вайнахов, в частности, ингушей, считая и скачки, заимствованы у осетин. Приведенные сведения о кистинах представляют определенный интерес, указывают на то, что эта этническая группа вайнахов может стать предметом специального исследования. В какой-то мере осетины общались и с другими народами, проживавшими в Кахетии. К ним относились населявшие Алазанскую долину некоторые народы Дагестана, а также армяне, русские, а в Ахметском районе и в других местах — горцы Грузии (пшавы, хевсуры, мохевцы и др.). К сожалению, мои наблюдения показали, что в социально-культурном развитии кахетинских осетин было немало сложностей. Так, старшее поколение кахетинских осетин (мужчин и женщин), а также школьники младших классов, не говорили по-грузински, тем не менее, все общественно-культурные мероприятия (доклады, лекции, выступления и пр.) проводились на грузинском языке, поскольку руководящий состав колхозов и сельсоветов состоял почти из одних грузин — ставленников райкомов и высшего руководства Грузии. Характерный факт: руководство одного из осетинских колхозов (председатель, парторг, главбух, агроном и т.д.) целиком состояло из грузин. Причем жили они более чем в 10 км от правления колхоза. Никто из них не говорил по-осетински. Многие старики, не зная грузинского языка, разговаривали с ними через переводчика. Характерно, что, несмотря на это, все совещания и собрания в колхозе проводились только на грузинском языке. Делопроизводство также вели на грузинском языке. Находясь под сильным административным нажимом грузинских властей, осетины стремились сохранить родной язык в системе школьного образования. До войны во всех осетинских селах, имевших начальные и семилетние школы (средние функционировали лишь в районных центрах), преподавание с 1 по 5 класс велось на осетинском языке, в последующих — на русском, грузинский язык преподавался как предмет. После войны все изменилось, преподавание в осетинских школах велось с 1 класса по 10 на грузинском языке, русский вводился как предмет, осетинский язык же выпал из учебной программы, якобы за отсутствием специалистов. Естественно, окончивший школу на грузинском языке мог продолжить учебу только в пределах Грузии, где с пустыми карманами поступить куда-нибудь было не так легко. Так, в 1960 г. из 30 учеников, окончивших среднюю школу в сел. Думастер, никто не смог поступить в высшие и средние специальные учебные заведения. Аналогичные случаи были нередки и с выпускниками других школ Ахметского района. Исключение составили лишь школы Лагадехского района, в частности, в школах Аретпперанского сельсовета благодаря усилиям местной осетинской интеллигенции преподавание по-прежнему велось на осетинском и русском языках. В 1960 г. выпускники, окончившие Арешперанскую среднюю школу, в числе 31 человек поехали учиться в вузы Северной и Южной Осетии. Эта практика продолжалась и в последующие годы, в частности, во Владикавказе четыре вуза широко раскрыли свои двери для учебы молодежи из кахетинских осетин. Немалое число детей кахетинских осетин обучалось в Цхинвальском пединституте (ныне университет). Во время пребывания в Кахетии я уже встречался со многими питомцами этих вузов, среди которых были учителя, врачи, руководители сельских культурно-просветительных учреждений и т.д.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования