Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Форма дохристианских верований удмуртов шаманизм

Форма дохристианских верований удмуртов шаманизм



В пбртмаськоне кроме общих плясок ряженых исполнялись сольные пляски отдельных персонажей. Так, в бывшем Мамадышском уезде обязательной участницей святочного ряжения была женщина с веретеном и куделью, исполнявшая после сценки прядения пляску. Ее возникновение, так же как и драматизированных сцен прядения кудели у марийцев, у эстонцев, символических скачек на прялках женщин-мордовок, связано, вероятно, с культом конопли и льна. Медвежью пляску исполнял мужчина, ряженый в вывернутую наизнанку шубу . Можно предположить, что в далеком прошлом это была тотемическая пляска с характерным для нее пластическим подражанием животному, передачей его повадок в различных ситуациях. Особое место танец занимал в обрядах, связанных с одной из форм дохристианских верований удмуртов шаманизмом, для которого характерна вера в возможность общения с духами особых лиц шаманами (туно). Танец и исполнительское искусство достигало здесь, вероятно, самой высокой степени сложности и мастерства, так как туно был практически профессиональным танцовщиком, поскольку пляска, которой он приводил себя в экстатическое состояние, являлась основным средством, готовящим его к «общению» с божеством. Обучение туно, как гласит народное предание, проходило ночью под руководством самого верховного бога Инмара. Учитель заставлял плясать своих учеников на подвешенных проволоках. Тот, кто падал меньше всех, впоследствии должен стать искусным туно, а тот, кто ни разу не падал признавался самым лучшим туно . Туно должен был не только виртуозно владеть танцем, но также мастерски жонглировать различными предметами (саблей, ножом, чашкой с водой), использовавшимися в ритуальной пляске и в самом обряде гадания (или выбора служителей родовой куалы). Перед гаданием туно наряжался в белую одежду, обматывал голову белым полотенцем или надевал белый остроконечный колпак, жрецы опоясывали его белым полотенцем. Начинал пляску туно под специальный музыкальный мотив, который исполнялся на гуслях единственном «священном» инструменте. Во время пляски в правой руке он держал нагайку, черен которой изготовлялся из таволги. Она, как считали удмурты, обладала магической силой, способной оградить человека от дьявольских козней. В этом, вероятно, прослеживаются следы тотемизма удмуртов, которые, как и все финноязычные народы Поволжья, почитали священные рощи и отдельные деревья. В левой руке ту-но была сабля. Во время пляски он вонзал ее, никого не задевая, в дверь и вынимал только после гадания, открывая всем присутствующим выход из дома. Иногда пляска шамана исполнялась вокруг ножа, воткнутого в пол посреди избы, или же «с чашкой на голове, не проливая ни одной капли на землю». После выбора служителей культа все шли в родовую куалу молиться, при этом туно приплясывал под звуки гуслей. Завершая разговор о ранних формах хореографии, можно сделать вывод о том, что традиционное танцевальное искусство удмуртского народа имеет древние корни. Еще в начале XX века синкретическое искусство обрядов хранило следы ранних форм танца, связанных с дохристианскими верованиями удмуртов: тотемизмом, шаманизмом, магией. С отмиранием некоторых обрядов, с утратой их первоначального смысла магическая функция танца часто трансформируется в развлекательную, а сам танец начинает функционировать вне обряда и исполняется на любом празднике или гулянии во время общего веселья. Сегодня удмуртский народный танец бытует, сохраняя этнические особенности. Наряду с этим он заимствует различные формы народной хореографии у русского и татарского народов.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования