Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Горийские осетины

Горийские осетины



В 1927 году грузинское правительство, обращаясь в национальный отдел ЦИК СССР, писало, что за неимением свободных фондов земель на равнине республики негде поселить безземельных осетин Юго-Осетии, в то же время указывая на наличие таких земель на огромных просторах Северного Кавказа и на необходимость решения этой проблемы крайкомом края. Надо отметить, что в это время на территории Северной Осетии осело 48 тыс. самовольных выходцев из Юго-Осетии, причем приток оттуда таких же безземельных все продолжался. Поэтому из центра последовало распоряжение в адрес Северо-Кавказского крайкома: «Принять меры к прекращению дальнейшего беспланового переселения в пределы Северной Осетии граждан из Южной Осетии». Причем там же говорилось об определении южных осетин в Сочинском районе, на что последовало письмо из крайкома в ЦИК, в котором говорится: «По вопросу о наделении землей в пределах Северного Кавказа 4500 семей из Южной Осетии крайисполком сообщает, что по своим национальным особенностям и хозяйственным навыкам они должны быть наделены землей в пределах Северной Осетии». Так и случилось. Хотя последняя сама остро нуждалась в земле, приняла своих южных братьев, наделив их землей. Из переселенцев Джавского, Цхинвальского, Корнисского, Кемульского и других районов Юго-Осетии (всего 14302 двора) образовалось одно село на левом берегу Терека недалеко от Владикавказа, названное «Ногир» (Новая Осетия). Что касается грузинского правительства, то оно также с пониманием отнеслось к безземельным южным осетинам, выделив для них значительный земельный участок. В том же архивном документе сообщалось: «Несмотря на то, что ССР Грузии остро переживает земельный кризис, все же она, принимая во внимание безвыходное положение крестьян Юго-Осетии, выделила последним 1500 десятин земель на Тлифонской долине». Под этим документом стоит подпись Филиппа Махарадзе, выдающегося политического и государственного деятеля Грузии, обладавшего в данном случае глубоким чувством интернационализма и гуманизма. Одним словом, благодаря ему в Тлифонской долине нашли свое счастье 700 хозяйств безземельных южных осетин. При этом нельзя не вспомнить Александра Джатиева, в ту пору руководившего правительством Юго-Осетии, отдавшего много усилий и таланта для облегчения жизни родного народа, выхода его из нищеты и облегчения страданий. В одном из посланий в ЦИК СССР он, как напоминание о народе в прошлом, приводит такие строки из истории южных осетин: «Поселение осетин на южном склоне Кавказского хребта некоторыми историками относится к третьему веку до н.э. Во всяком случае, в эпоху великого переселения народов (II в. по Р.Х.) осетины уже компактно массами живут в верхнем бассейне Большой Лиахвы. Самые древние исторические сведения уже застают осетин в неравной борьбе с грузинскими феодалами. ...Задыхаясь от малоземелья, югоосетинское крестьянство, начиная с 60-х годов прошлого столетия, стало отдельными группами селиться в верхней Карталинии и Триалетских горах. В этих местах оставались незаселенные земли, покрытые девственными лесами и находящиеся во владении разных грузинских князей. Спускавшиеся с гор осетинские крестьяне арендовали земли на кабальных хизанских условиях, когда помещик в любой момент мог по своему произволу согнать крестьянина с расчищенного и обработанного участка». Отметим также, что в период гражданской войны А. Джатиев возглавлял партизанские отряды в борьбе против грузинских меньшевиков, изгонял их из Юго-Осетии. Но не только этим он славился, его речи на осетинском языке отличало большое ораторское искусство. Но многим данным, в этом ему не было равных в Осетии. По словам В.И. Абаева, многократно посещавшего Юго-Осетию, Александр Джатиев (Дзаттиаты Алыксандр) выступал только по-осетински. «Я слушал его несколько раз. Речь его льется как из рога, никого другого не знал, кто бы так красиво говорил на родном языке». Громадная заслуга А. Джатиева — в обеспечении южных осетин землей в Северной Осетии и Грузии, он непосредственно руководил их заселением на выделенных участках. В августе 1961 г., проводя этнографические исследования в Юго-Осетии, я побывал и в упомянутой Тлифонской долине Горийского района Грузии, где обосновалось большое число южных осетин, составлявших несколько компактных и смешанных с грузинами населенных пунктов. Они входили в совхоз «Нурва», имевший обширные плантации виноградников и другие развитые отрасли хозяйства. В осетинском сел. Цинталеба с благодарностью вспоминали А. Джатиева, который, по их словам, руководил их переселением из Малой Лияхви и Ксанского ущелья Юго-Осетии, помогал обосноваться на новом месте поселения. В этом селении насчитывалось 27 осетинских фамилий, большей частью компактно населявших его, имея свои кварталы. Это были Туаевы, Гшиевы, Церековы, Уалиевы, Гудиевы, Кодалаевы, Кудзаевы и т.д. Многие из них составляли не более 3—6 дворов, малочисленными были и семьи (4—6 душ). Осетины переселялись с гор малыми семьями. Большие патриархальные семьи там меньше разорялись от малоземелья и нищеты, общими усилиями находя средства к существованию. Еще одна характерная черта: рассматриваемые осетины не приняли грузинское фамильное окончание «швили», чего нельзя сказать об издавна живущих осетинах Горийского района, которых здесь немало, обосновавшихся в начале XIX в. и раньше. Все они в документах встречаются с грузинским фамильным окончанием «швили», которое было необходимым условием их пребывания в стране. Известно, что «по Положению 10 апреля 1840 г.» все южные осетины, в том числе двалы (туалгомцы), входили в Горийский уезд Грузино-Имеретинской губернии. К сожалению, мне не удалось изучить горийских осетин, в том числе в самом Гори, где их издавна проживает немало, сохраняя родной язык и традиции. Итак, в вышеупомянутом селении осетинских поселенцев мы видели благоустроенные, большей частью двухэтажные жилые постройки, покрытые двухскатной черепичной крышей и построенные из рваного горного камня (къæдзæхы дур), добывавшегося где-то в горах, в 7 км от села. Такой дом, снабженный электричеством и водопроводом, по своему внешнему виду и внутреннему убранству мало отличается от городского. Учитывая санитарно-гигиенические условия, дома ставили вдали от скотных помещений. Двор с усадьбой кругом обводили сплетенной из орешника изгородью. Ворота с калиткой обычно строили из досок. Двор всегда отличался тщательным убранством, нередко служил для проведения семейных торжеств. Где-то здесь, ближе к жилой постройке, располагалась «торне» (печка) для выпечки лепешек, воспринятая у соседних грузин. В высокогорной Юго-Осетии, откуда вышли жители этого села, я не видел ничего подобного. Не замечал здесь и знания горцами грузинского языка, и наличия такого количества элементов грузинской культуры в их быту, сколько имеется сейчас у поселенцев. Население Цинталеба, как и другие соседние осетинские селения, в том числе смешанные осетино-грузинские (Шашоби, Нацрети и др.), оказалось под сильным грузинским влиянием в различных областях хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуры. Здесь горцы, например, не без помощи соседей научились разводить виноградники, фруктовые сады, овощные культуры. Но, как известно, влияние не бывает односторонним. Горцы, в свою очередь, передали соседям некоторые свои хозяйственные достижения, например, приготовление пива домашним способом, которое, по моим наблюдениям, они ценят не ниже лучших сортов своих вин. Во всяком случае, семейные и общественные торжества горцев-грузин не обходятся без осетинского пива, которое сами они не умеют приготовлять без осетинских консультантов. В распространении этой культуры среди грузин большую роль играют жены-осетинки при смешанных браках, широко практикуемых здесь, как почти по всей Грузии. Во всяком случае, большое счастье для грузина, если ему удастся получить руку осетинки. При этом, как ранее отмечалось, последние отдавали предпочтение имеретинцам.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования