Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Грузины-мохавцы

Грузины-мохавцы



На северном склоне дорогу от Крестового перевала до Дарьяльского прохода обслуживали осетины Кобинской котловины, Трусовского ущелья с участием грузин-мохевцев нынешнего Казбегского района Грузии. Рассказывают, что здесь от перевала до грузинского сел. Хъано дорога часто покрывалась огромными снежными завалами, требовавшими много рабочих рук и длительного времени для расчистки. Вот один исторический факт, также связанный с обслуживанием Военно-Грузинской дороги. По велению грузинского царя Ираклия II «Для спасения во время непогоды проезжающих» (4, с. 572) на Крестовом перевале был поселен осетин Татка Байдара, выходец из Трусовского ущелья, со своей семьей (1794), получавший в месяц деньгами 25 рублей, пшеницы 50 и 50 коди ячменя. После смерти Ираклия Байдара продолжал получать положенное ему жалованье от царя Георгия XII до присоединения Грузии к России (1801) (3, с. 256). С того времени до самой смерти (1832) Татка находился на содержании русской казны, получая 125 руб. в год. После смерти Татка его большая семья осталась без средств к существованию. Царская администрация отказывалась платить положенную ему пенсию, пока не последовало распоряжение главного управляющего гражданской частью на Кавказе генерала Г.В. Розена, в котором говорится: «Продолжить платить пенсию старшему из сей фамилии до того времени, покуда не изменится тракт Военно-Грузинской дороги, ибо тогда только не будет надобности удержать их в сем месте, где в настоящее время без их пособия многие из приезжающих могут нередко подвергаться разным несчастным случаям и даже жертвовать жизнью» (5, с. 71). И действительно, судя по многочисленным сообщениям в источниках, Татка Байдара, неся на Крестовом перевале службу с конца XVIII в., спас множество жизней проезжающих, оказывал им приют и гостеприимство. Ю. Клапрот, побывавший в Осетии в начале XIX в., переезжая из Северного Кавказа в Грузию, писал: «... поднялись на Гуда, или Крестовую гору, называемую осетинами Берсефвцек (Бæрзæфцæг. — Б.К.), т.е. вершина хребта. Слева над источником Губта живет в доме со своими домочадцами древний старик по имени Афцегел Бедар, получавший ежегодно от государства 30 руб. серебром за предоставление приюта путешественникам, которые из-за снега не могут продолжать свой путь» (6, с. 123). Много лет спустя известный археолог, исследователь древних кобанских могильников графиня П.С. Уварова, побывав на Крестовом перевале, писала в своих путевых заметках: «Вот и речка Байдарка, и дом, в котором живет два семейства, обязанных звонить в колокол во время метелей и спешить на помощь запоздалым путешественникам, кругом вас все мертво и уныло, безлесно и пусто...» (7, с. 102). Я не смог установить, до какого времени здесь оставалось потомство Татка Байдара, неся нелегкую службу. Можно только полагать — до самой советской власти, когда паддзахы фæндаг, как называли здесь осетины Военно-Грузинскую дорогу, зимой закрывалась за ненадобностью, поскольку железнодорожные и морские сообщения связывали республики Закавказья со всей страной. Одно ясно, что Татка Байдара и его потомство, прожив много лет в этом диком и «унылом» месте и спасая людей от гибели, оставили о себе добрую память. Другим дополнительным источником дохода гудских осетин служили заработки, которые они получали за извоз от Владикавказа до Тифлиса. Этот промысел издавна практиковался у всех горцев, живших в окрестностях Военно-Грузинской дороги. В данном случае извозом (осет. чырæ) здесь занимались осетины Гудского ущелья, Кобинской котловины, Трусовского ущелья и т.д., а также грузины-мтиулы и мохевцы. Из северокавказских народов извоз был широко распространенным явлением среди моздокских осетин-цайта и ногайцев, применявших для этой цели только верблюдов. На извоз выезжали из Владикавказа (нередко из Моздока) до Тифлиса группой, именовавшейся осетинами «балтæ», состоявшей из 5—10 чел. В далеком прошлом груз возили на запряженной двумя волами (быками) деревянной арбе, ось которой обычно смазывали сливочным маслом, чтобы не скрипела. На такой арбе перевозили не более 35 пудов с оплатой за пуд 20—25 коп., покрывая указанное расстояние туда и обратно за 12 суток. Во время столь далекого пути, пролегавшего по сложной каменистой дороге, арба, по рассказам горцев-старцев, часто ломалась, а волы падали от усталости и гибли. На такой же арбе и на такое же расстояние один верблюд перевозил 12—13 пудов груза. В середине XIX в., с появлением у горцев арбы с железными обручами и осью, названной осетинами æфсæйнаг уæрдон (железная арба), в нее стали впрягать лошадей, которые до этого служили только для верховой езды и в качестве вьючных животных. На такую арбу обычно клали до 40 пудов. Тогда богатые сделали извоз своим источником дохода, нанимая батраков, которым платили за их тяжелый труд 15 руб. в месяц. Характерно, что у гудских осетин извозом занимались и женщины. Например, у Пепо Дзестеловой (сел. Н. Ганис) муж погиб в результате кровной мести, и она, оберегая сыновей от кровников, стала заниматься извозом вместо них. Из приведенных данных видно, что основная масса гудских осетин, как и другие их сородичи по магистрали Военно-Грузинской дороги, жили в нищете, добывая различными способами средства к существованию. Живя в суровых природно-географических условиях, испытывая острую земельную тесноту, гудские осетины страдали от произвола и притеснений со стороны местной военной администрации, которая облагала горцев различными поборами. Все это вызывало недовольство и протест, переходящие порой в вооруженные выступления осетин Гудского ущелья, Кобинской котловины, Трусовского ущелья, а также грузинских горцев-мохевцев, мтиулов, пшавов, хевсуров и др. Об этом свидетельствуют многочисленные донесения русского командования в Грузии в начале XIX в., после ее присоединения к России. Так, в 1803 г. грузинские феодалы доносили князю Цицианову о восстании гудских осетин и грузин-мтиулов, отмечая, что более 1000 чел. их собралось в Коби, где к ним присоединились кобинцы и трусовцы, а также грузины-мохевцы и хевсуры, которые в столкновениях убили несколько казаков. В другом документе, датируемом 1804 г., сообщается, что восставшие захватили Военно-Грузинскую дорогу от Ананура до Коби, прервав по ней сообщение. Тогда же ананурский комендант майор Такатаев доносил, что кайшаурский «казачий пост, состоящий из 17 чел., весь разбит». В другом донесении сообщалось, что мтиульцы и трусовцы «разграбили в Коби провианты», а гудские осетины вместе с грузинами устроили «во многих местах дороги засады (ограбления) с намерением не пропустить войска на Кайшаурскую гору».
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования