Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Художественная практика в Удмуртии

Художественная практика в Удмуртии



В 20 - е годы в художественной практике Удмуртии начинают проявляться процессы активного взаимодействия и взаимовлияния культур удмуртского и русского народов. Но их научное освещение дается еще немногим представителям интеллигенции обоих народов. Тем ценнее первые попытки русских ученых и деятелей искусства осмыслить коренные, определяющие черты художественной культуры удмуртов. Речь идет об исследованиях вятского ученого - краеведа и писателя В. В. Лебедева, его экспедиции 1926 года, и об изучении народного искусства и художественных традиций удмуртского народа И. С. Ефимовым известным русским скульптором и графиком, участником этнографической экспедиции ЦМН, которую возглавлял этнограф М. Т. Маркелов летом 1930 года. И если В. В. Лебедев оставил нам свои «Вятские записки» с интереснейшим изобразительным материалом, то И. С. Ефимов явился инициатором создания специальных коллекций произведений народного искусства удмуртов 4. В ходе экспедиции он выполнил серию рисунков, переведенных затем в литографии под общим названием «Удмурты». Соприкосновение с новой средой, языковым барьером некоторое время затрудняло работу И. С. Ефимова. Из его писем видно, что этнографические зарисовки он делал без всякого удовольствия рисовать по чьему-либо указанию было для него делом обременительным и непривычным . Но уже с первых дней пребывания среди удмуртов он впитывает новые, необычные впечатления, прислушивается к удмуртской речи, начинает записывать и заучивать удмуртские пословицы и загадки. Через некоторое время он использует свои скромные познания в удмуртском фольклоре в кукольных спектаклях, которые разыгрывал для населения удмуртских деревень. В скором времени эти спектакли стали своеобразной формой знакомства участников экспедиции с местным населением . Вживание в мир удмуртов началось, таким образом, с соприкосновения с их духовной культурой. Сильное впечатление произвела на И. С. Ефимова природа Удмуртии, поразило умение народа без единого гвоздя делать из дерева многие необходимые в хозяйстве вещи, сооружать постройки. Общеизвестно восхищенное отношение художника к национальной архитектуре. В процессе постепенного проникновения в жизнь и уклад удмуртов у него складывается и отношение к самому народу, особое его восприятие. Серия литографий «Удмурты» по своему содержанию выходит за рамки обычных дневниковых зарисовок. Наиболее примечательны в этом отношении листы «Село Карлыган», «Удмурт колхозник Улын Юри», «Деревянные ворота», «Священная роща удмуртов». В «Селе Карлыган», изображая удмуртских женщин в их праздничной одежде на фоне монументальной бревенчатой постройки, художник обнаруживает в торжественной ритуальной неподвижности их поз схожесть с устойчивой статичностью постройки. Очертания сложного головного убора удмурток находят ритмические повторы в архитектуре, что создает впечатление своеобразной духовной слитности человека и его жилища. Так воспринял И. С. Ефимов традиционный уклад, родовое начало, сохранявшиеся веками в удмуртской деревне. Художника всегда удивляло отношение удмуртов к природе; он пишет о том, что в лес удмурты входят как в дом. Дерево используют максимально экономно, сохраняя в изделии природную структуру материала. Поэтому оно продолжает жить в своей первозданности, даже выйдя из-под рук человека. Деревянные ворота из одноименной литографии кажутся частью пейзажа. Они сделаны из ствола дерева - опоры с поперечной доской - дверью. Красота и надежность этой природной формы подчеркивается текстурой дерева. Ворота становятся обрамлением спокойного далевого пейзажа с рекой и лугом. Психологически точен в этой серии портрет старого колхозника, спокойно раскуривающего трубку, пока художник его рисует.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования