Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Интеллигенция других народов Кавказа

Интеллигенция других народов Кавказа



Работа в архивах вынудила меня заняться историей науки, в результате которой появились мои книги, посвященные трем выдающимся ученым мирового масштаба — В.Ф. Миллеру, М.М. Ковалевскому и В.И. Абаеву. Здесь я вернусь к истории написания книги о В.Ф. Миллере и отмечу лишь, что она была во многом основана на письмах к ученому от представителей осетинской интеллигенции, а также интеллигенции других народов Кавказа, и кавказоведов. К сожалению, обнаруженная мною в Северо-Осетинском госархиве (ф. 56, оп. 3) большая пачка с письмами В.Ф. Миллера к Гаппо Баеву оказалась неиспользованной. По цензурным соображениям в книгу она не вошла, поскольку Г. Баев считался белоэмигрантом и обвинялся во всех смертных грехах. Между тем, хорошо известно, что Георгий (Гаппо) Васильевич Баев отличался среди горской интеллигенции дореволюционного Северного Кавказа своей весьма активной деятельностью. Он более 10 лет был городским головою Владикавказа, постоянным председателем «Общества распространения среди горцев просвещения и технических знаний», последователем II.А. Столыпина, проводя его реформы на практике. Велика заслуга Г. Баева в развитии школьного образования и книгопечатания, появлении первых сельских библиотек, клубов и других очагов культуры. Известно также, что благодаря ему увидел свет знаменитый сборник стихов Коста Хетагурова «Ирон фæндыр», а также «Ӕфхæрдты Хæсанæ» Александра Кубалова и ряд сборников устного народного творчества осетин. Коснемся некоторых сторон биографии Г. Баева, основываясь на личных этнографических находках. Г. Баев — родом из сел. Ольгинское Северной Осетии, сын крестьянина среднего достатка, сумевшего дать своим пятерым сыновьям приличное образование. В частности, Гаппо окончил юридический факультет Одесского (Новороссийского) университета, стал, как отмечалось, крупным деятелем среди горской интеллигенции Северного Кавказа, занимал ответственные посты во властных структурах, отличался большим организаторским талантом, направлял деятельность горской интеллигенции в нужное русло, наконец, публиковал много статей в разных изданиях периодической печати по вопросам, касающимся насущных нужд горских народов. Не приняв советскую власть, Г.В. Баев эмигрировал в Германию, где жил и работал в Берлине до конца своих дней (1937). В 1995 г., учитывая его большие заслуги в развитии просвещения и культуры осетинского народа, по решению президента и правительства Северной Осетии — Алании, прах Баева перевезли на родину и похоронили в ограде осетинской церкви Покрова Пресвятой Богородицы во Владикавказе. Нужно заметить также, что Г. Баев, работая профессором в Берлинском университете, опубликовал несколько книг осетинских авторов и сборников церковной литературы на осетинском языке, делая это через издательство осетин Гутновых, находившихся тогда в Берлине. Рассказывают, что окружавшие Г. Баева люди помнят о нем только хорошее: он оставил в сердцах добрую память о себе. Возвращаясь к характеристике деятельности Г. Баева на родине, отметим, что он был большим патриотом своего народа и интернационалистом, защитником всех горцев от царского чиновничьего гнета и произвола, неоднократно поднимал вопрос в печати о наделении горских народов землей, писал о крайнем малоземелье осетин, чеченцев, ингушей и др. Обладая литературным даром, Г. Баев опубликовал массу статей, касающихся различных сторон жизни осетин и других горцев Северного Кавказа, а также ряд специальных работ, например, «Осетинский конный, дивизион» (Владикавказ, 1912) и др. Его статьи печатались в таких газетах, как «Терские ведомости», «Терек», «Казбек», издававшиеся во Владикавказе, а также в газетах «Новое обозрение» (Тифлис) и «Северный Кавказ» (Ставрополь). Во всех своих публикациях Г. Баев касался самых насущных вопросов горского быта. В статье «Из жизни горцев», опубликованной в 1897 г. в газете «Новое обозрение» (№ 4626, 4638), Г. Баев писал об исключительно важном значении скотоводства для северокавказских горских народов. «Скот одевает все горское население, — пишет он, — с головы до ног, начиная с папахи и кончая подошвою чувяка, во все домашнее, но не покупное... скот — опора благосостояния горцев». Развитие товарно-денежных отношений, широко проникавших в быт горцев, вызывает все большие поставки скотоводческих продуктов и предметов изделий на рынок: осетинский сыр, бурки, паласы, войлок, сукно. Естественно, что развитие скотоводства, как и других отраслей хозяйства горцев, зависело от решения их земельного вопроса. О бедственном положении осетин, чеченцев, ингушей, балкарцев и др., вызванном острой земельной теснотой, писал Г. Баев и в других своих работах. Большое внимание в своих публикациях он уделял развитию образования у горских народов, требуя открытия в аулах с мусульманским населением светских школ для приобщения детей к русской грамоте и культуре. В вышеупомянутой статье автор указывает, что на 25 тыс. мусульманского населения края приходится всего две школы (с русским языком), что чеченцы и ингуши в своем абсолютном большинстве неграмотны. Они «совершенно не знают русского языка», что «духовною жизнью руководят необразованные муллы, недалеко ушедшие в своем развитии от массы населения. Кроме поголовного невежества, ингуши и чеченцы наиболее страдают от малоземелья. Нельзя все время заниматься преступниками, надо же подумать и о добрых гражданах, об их развитии и просвещении, на 100 тыс. горцев чеченского племени одна школа. В богатой Кабарде — на 100 тыс. одна городская школа». Из этих строк видно, что Гаппо Баев выступает как борец за социальное равенство и просвещение горских народов, как подлинный интернационалист.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования