Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Истоки удмуртского музыкального искусства

Истоки удмуртского музыкального искусства



Истоков удмуртского музыкального искусства в свете общей изученности проблемы этногенеза у финноугрев Поволжья, соседних тюркских и славянских народов. Музыкальная культура ранних форм синкретична. Она связана с целым комплексом явлений из области музыки, живописи, как выразителей определенного содержания, определенного исторического уровня. «Музыкальное прошлое это весь комплекс древних представлений о музыке: танцы, различные обряды и церемонии, тексты песнопений и т. д. Поэтому изучать следует не изолированно, а вкупе с этими представлениями». При этом важны поиски аналогий, как одного из основных приёмов историко-искусствоведческого анализа при исследовании ранних форм искусства, рассмотрение не только частностей и деталей, но п. общности принципов творческого мышления». Необходимы также конкретность и аргументация фактического материала. Основными источниками изучения ранних этапов истории музыкальной культуры являются письменные свидетельства о музы-скальных инструментах, археологические находки их в местах расселения предков удмуртов. В Поволжье в ранние эпохи были распространены духовые инструменты. Интересная находка — свисток из зуба медведя в памятниках чегандинской археологической культуры (III в. до н. э. — II в. н. э.). Его ствол, срезанный сверху, имеет два канала и боковое отверстие, что позволяло, вероятно, извлекать звуки разной высоты. Органоген считают, что на первобытных стадиях развития общества у народов возникла вера в силу звука, а также звучащие, шумящие предметы, вызвавшая появление инструментов производственно-магического, сигнального, охранительно-оповещательного назначения, которые подавали не всегда упорядоченные в тоновом отношении звуки — звон, шум, треск. Найденный свисток, вероятно, выполнял производственно-магическую функцию. Он был связан с охотой и, может быть, входил в число ритуальных инструментов. Уникальная находка, подтверждающая применение в Поволжье с древних времен духового инструмента типа флейты Пана, найдена при раскопках в Саратовской области (III тысячелетие до н. э.) 4. Духовые инструменты были характерны и для кочевников Поволжья скифов. Юлий Полудев, живший во II в н. э., отмечал, что скифы «дуют в кости орлов и коршунов наподобие флейт» 5. Помимо костяных духовых инструментов предки удмуртов имели духовые инструменты из ивовых прутьев, дудника и т. п. Их возникновение коми-органологии П. И. Чиста лев относит к периоду древнепермской общности (конец II тыс. до н. э. VIII в н. э.). К этой мысли он приходит при сравнительном изучении коми и удмуртских музыкальных инструментов. По его мнению, об этом свидетельствуют терминологическое родство (коми чипсам и удмуртский чипсов), функционально-обрядовые параллели, сходство конструкций, звукорядов, приемов звуки-влечения:. Вероятно, в то время существовало целое семейство праудмуртских духовых инструментов «домашнего» производства: сяла чипсон, чипсон, пелян гумы, узьыгумы, шулан, сюй шулан, чипчирган, быз, туй, тутэктон. Их названия, состоящие в некоторых случаях из двух слов, как бы уточняющих их функциональное назначение, тоже свидетельствуют об их древности. Например, сила чипсов означает рябчиковый манок. Инструмент представляет собой закрытую продольную флейту со свистковым вырезом и вставной деревянной пробкой со щелью. Размеры его небольшие: 60 — 70 мм. Звук высокого свистящего тембра, близкий голосу рябчика.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования