Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » История борьбы Тибетских религиозных школ

История борьбы Тибетских религиозных школ



В тесной связи с вопросами истории борьбы Тибетских религиозных школ следует рассматривать и проблему распространения ламаизма среди ойратов. Кроме общепринятого мнения существует и другое на него и ссылалась С.Г.Батырева, согласно которому наряду с Гелугпа некоторое распространение имела и школа Сакьяпа. Оно весьма спорно, но не следует полностью пренебрегать и отбрасывать подобные свидетельства, оставляя возможность для предположения, что и красношапочный, и желтошапочный ламаизм имели адептов среди калмыков. В настоящее время однозначно решать вопрос, видимо, невозможно. Однако для создания более ясной картины мы проанализируем имеющиеся на данный момент свидетельства, говорящие "за" распространение у калмыков учения Сакьяпы. Особо следует рассмотреть вопрос о школе красношапочного ламаизма: ведь браки духовенства допускались только в краоноша- почной тибетской школе Нышгаапа. Однако в своем мнении Х.Б.Кануков не одинок. Известный знаток калмыцкой литературы и истории Г.С.Лыткин в середине Х1Хв. также писал, что"...калмыки держатся обоих сил исповеданий, именуя таковое верование шара-улан-шаджик, т.е. желто-красное иоповедание. Из сего заключить можно, что калмыки суть ламайские рао- кольники, содержащие суть учение обоих друг другу сопротивных вышеозначенных сект". Казалось бы, свидетельство столь крупного исследователя должно считаться решающим в данном вопросе. Но настораживает то, что в ряду многочисленных источников, которыми располагал Г.СЛыткин, данное сведение он почерпнул не из письменных памятников калмыков, а из работы А.Ровинского - директора Астраханского народного училища. У самого же А.Вэвинокого читаем: "...вера, исповедуемая калмыками, вообще называется Шара-Улани- шаджик, значит желто-красная. Почему яко стадо Далай-ламское, для отлики от других идолопоклонников, должны носить одежды желтые с красным цветом, а прочие калмыки должны иметь по крайней мере желтую шапку с красной кистью". Само наличие термина "Лселто-краоная вера" - уже более красноречивый факт, говорящий в пользу решения вопроса с наличии красношалочного ламаизма, трактовка его уже своей наивностью настораживает, посколы, именно в бытовом народном сознании мог возникнуть подобный термин по ассоциации с желто-красным одеянием лам. Кроме того, причиной ошибочного вывода /если он действительно ошибочен/ могло послужить деление духовенства на исполнявших обряды, посвященные "милостивым" божеством /и облачавшихся в желтые одеяния/ и на отправлявших службы, посвященные гневным свирепым божествам /обрядовая одежда которых имела красный цвет/. Нет указаний у А.Ровинского и на наличие красцых шапок - главного внешне отличительного признака приверженцев школы Сакьяпа. Но в другом месте А.Ровинский пишет:" И хотя спорят между собой Шара и Улани,или желтая и красная вера,... калмыки держутся соединенной веры Шара- уланишадаик, значит желтокрасная, то они и ожидают, чем спор решится в Тибете". Как уже было отмечено, в настоящее время однозначно решить вопрос о том, имела ли школа Сакьяпа распространение в Калмыкии, невозможно.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования