Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Жертвенная доля

Жертвенная доля



Жертвенная доля (у бурят"даланга") ставилась на тарелке перед бурханами-изображениями будды. Но отмечено сохранение и более древнего образа-им у калмыков, живущих в США, является "онгой" из четырех красных хлопковых полотнищ о очертанием человеческой фигуры и множеством шелковых нитей-украшений. "Онгой" располагается слева от кровати, то есть токе напротив входа в дом. У маньчжур жертва производилась так же перед десятью "обгонами". Вспомним войлочных идолов, которых освящали на огненной жертве у древних монголов.Мы явно имеем дело с культом онгонов-духов-озсранителей, известном на сибирском материале, с сохранением названий почти в неизменности. Однако можно попытаться нащупать еще более древний пласт: Б далекой древности жертвенные обряды у всех кочевников производились, очевидно, перед деревом-символом "мирового дерева". Зеленое дерево вносили в юрту в начале июня на праздник "Юруо-Сад", ветви его украшали чистой белой овчиной и оставляли при перекочевке. Роль "мирового дерева" мог выполнять центральный опорный шест"мировая ось"-"баганегу соединенный с купальным кругом"цагрыком, харачи", символизировавшим "мировое колесо". Специальная "шаманская веха" ставилась и у маньчжур. Тогда становится более понятным обряд выбрасывания головы барана через дымовое отверстие в данном ритуале. Купольный вдут понимался как символ юрты. Слова: "Пусть не будет верхнего круга кибитки"считалось очень сильным проклятием. Все обряды с бараном имеют, как представляется, одно назначение: обеспечить увеличение поголовья данных животных, их восстановление (реинкарнацию) через огненную жертву, совместную трапезу, сохранение талисманов, а на свадьбе-через роль новой семьи и "строительную жертву" с выбрасыванием бараньей головы. Как отмечала по такому же поводу О.М.Фрейденберг, "смысловая история метафор показывает совершенно ясно, что сперва была только одна жертва, жертва огня, то есть расчленяемого, сжигаемого и поедаемого животного; зарывание в землю-это часть того же самого действия, но в ней не может быть еды, как и сжигания". Использование в ритуале несколько раз вместо целого барана его отдельных частей, чаще всего, головы, большой берцовой кости (лат.os sacrum-священная кость) или всей нота как раз имеет аналогии в погребальном обряде. Археологии известно захоронение вместе, со всадником не всего коня, а егоч черепа и ног. Возник даже термин "частичный конь". Здесь мы тоже имеем дело с "частичным животным", бараном. Расположение частей, барана на огненном алтаре именно в анатомически правильном порядке так же имеет объяснение для его лучшего восстановления, возрождения. "Наиболее часто повторяющееся и "стандартное" чудо афганских шейхов и святых-превращение шкур и костей зарезанных и съеденных баранов в живых, вторично годных для убоя". В русской волшебной сказке"Хаврошечка" корова требует у девушки собрать ее косточки, завязать в платочек, схоронить в саду и поливать-вырастет яблонька. В скандинавской саге "Младшая Эдда" "восстановленный" козел хромает, поскольку в скелете была утеряна одна из костей ноги".
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования