Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Календарные обряды удмуртов

Календарные обряды удмуртов



Все календарные обряды удмуртов совершались с предваряющего моления, совершаемого специальными людьми жрецами (вбсясь) и всей сельской общиной или ее частью. Пбртмаськон является в этом плане исключением. Современные исследователи, утверждая, что данный обряд нес магическую функцию и был, возможно, связан с культом предков, в то же время подчеркивают его сатирическую направленность, но связывают эту его особенность только с утратой былой магической функции. Однако несомненная зрелищность пбртмаськона (ряже-ние, импровизационные сценки, песни, содержание песенных текстов, их мелодии, элементы народной театральности, сам дух представлений) наводит на предположение, что моления могло и не быть. Оно не только не входило когда-либо в пбртмаськон, но и принципиально было внеконтекстуальным. Аргументация такого предположения подтверждается его типологией и с обрядом на Мартынов день, и с шорыкйолом. Если в обрядности на Мартынов и Катеринин дни у эстонцев преобладала календарная «драматургия», то в марийском шорыкйоле, как доказал В. А. Акцо-рин, несомненно присутствовали элементы народного театра. Пбртмаськон занимал между ними, по описанию этнографов XIX века, промежуточное положение. В нем в равной степени сочетались как календарные обрядовые, так и «театральные», эстетические признаки. Именно пбртмаськон мог эволюционировать в развитую форму народного театра удмуртов. Однако этого не произошло и главенствующей осталась форма календарная, да и она, как уже отмечалось, редуцировала до «обрядового минимума». Момент второй. Театрализация обусловила и драматургию обряда, повторяющуюся с небольшими изменениями в каждом доме. «Блочная» по структуре, она объединяла ряд эпизодов, блоков, стабильных по модели, но вариативных по исполнению. В этих блоках концентрировались в своеобразной «пародийной» форме основные календарные и семейно-бытовые обрядовые «символы». Именно они, эти «символы», прослеживаются в песенных текстах, их структуре, поэтике, мелодике, то есть в художественном контексте пбртмаськона. «Символы», присутствующие в обряде лишь в функции его элементов или компонентов, можно выделить следующие: 1. Календарный; 2. Свадебный; 3. Бытовой (ритуал приема и проводов гостей); 4. «Театральный» (сатирические импровизации и традиционные тексты песен) . Нельзя не напомнить еще раз о том, что пбртмаськон, возможно, в силу «многомерности» художественного контекста оказался «открытой системой» с относительной свободой синонимических замен в песенном репертуаре. Поэтому, моделируя песенный цикл обряда в целом, важно не только констатировать то, что входит в современную его форму, но и попытаться обнаружить следы его былого содержания. Однако опасность принять желаемое за действительное велика при историческом изучении пбртмаськона, пожалуй, более, чем других удмуртских обрядов. Поэтому трактовка фольклорных фактов должна быть предельно осторожной, предположительной.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования