Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Карельские осетины

Карельские осетины



Завершив исследование гуджаретских осетин, мы вернулись в г. Гори и 29 августа 1962 г. отправились к осетинам Карельского района. Миновав районный центр — сел. Карели, мы поднялись к многочисленным осетинским поселениям, расположенным высоко в горах, густо покрытых лесами и лесными зарослями. Отсюда были хорошо видны находившиеся в долине и утопающие в садах и виноградниках большие грузинские селения. Горная же зона Карельского региона Грузии почти вся покрыта осетинскими поселениями. Карельские осетины — одна из ранних и наиболее многочисленных групп осетинских поселенцев в Картли. Заселяя Карельские горы, осетины застали давно обезлюдевшую территорию, о прежнем населении которой свидетельствовали замеченные нами во время поездок рушившиеся храмы, постройки жилого и хозяйственного назначения, заросшие деревьями и густым кустарником давно заброшенные земельные участки. Основываясь на нашем полевом этнографическом материале, можно реконструировать процесс формирования карельской группы осетин, который состоит из нескольких этапов. Первая волна переселенцев, видимо, давно растворилась в грузинской среде. По свидетельству карельских осетин, в равнинных грузинских селах Карельского региона проживает немало их соплеменников — потомков первых выходцев. Однако они ничего осетинского не сохранили и полностью огрузинились. Очередная волна переселения осетин в Картли, в частности, в нынешний Карельский регион, относится к более позднему периоду, не ранее конца XVIII в. Записанные нами здесь фамильные предания дают возможность проследить этапы заселения осетинами Карельских гор. По данным многих опрошенных нами информаторов, первыми здесь поселились Елбачиевы (ос. Елбачитæ), выходцы из Джавского ущелья Юго-Осетии. Потомки трех поселившихся в Карельских горах семейств, именовавшихся — Дзадза, Марч, Абел, превратились со временем в большую разраставшуюся фамилию. В частности, по словам наших информаторов, Елбачиевы составляли около 200 дворов, населяя территорию от сел. Елбачиева до сел. Ортабана. Они же проживали в двух компактных селениях, имевших наименования Верхнее и Нижнее. Елбачиевы, между прочим, редкая фамилия в Осетии, но своими однофамильцами — æрвадæлтæ — они считают представителей таких крупных югоосетинских фамилий, как Гаглоевы, Габараевы, Санакоевы. Между всеми этими фамилиями до сих пор не допускаются браки. Тате Зурабович Елбачиев (90 лет) дополнил наши сведения о своей фамилии некоторыми данными. По его словам, он и отец родились здесь, а дед — в сел. Миране (недалеко от сел. Хуце в Юго-Осетии), где до сих пор находятся Елбачиевский мост и родовое кладбище. Там Елбачиевы составляли всего шесть семейств. По данным другого представителя этого рода, 85-летнего Николоза Михайловича, Елбачиевы, поселившись в Карельских горах, первоначально составляли три семейства с их главами — Марч, Абел, Гуса. (Неизменно указывая, что семей первопоселенцев было три, информаторы не были единогласны в определении имен родоначальников). Позже, разрастаясь, эти семейства стали большим родственным коллективом. По словам Николоза, родственный коллектив (патронимия. — Б.К.) Марча отличался тем, что имел много отважных мужчин, остальные славились численным составом. По данным Мишико Гаглоева, некоторые из Елбачиевых взяли фамилию Турмантæ (Туманидзе), видимо, давно огрузинились, говорят только по-грузински. Такая же судьба, по словам нашего информатора, постигла Джелдиевых и Гуларовых, которые, став кровниками, укрылись от мести под грузинскими фамилиями, первые ныне пишутся Гелашвили, вторые — Диаконошвили. В моих записях сохранилось немало других фамильных преданий карельских осетин. 100-летний Арчил Гаглоев (сел. Ткемловани) родом из здешних мест, а отец его из сел. Кусты Юго-Осетии. Арчил рассказывал, что его родители поселились здесь на княжеских землях — æлдæртты зæххыл, находившихся в дремучих лесах. Каждый поселившийся здесь осетин сжигал любой участок леса и селился на нем, становясь его хозяином. Илья Леванович Кокоев (1886 г. р.) родился,, как его отец, в Карельских горах, дед его — в сел. Хуце Юго-Осетии. Со слов старших Кокоев помнит, что осетины селились здесь в местности, сплошь покрытой густыми лесами, где были христианские храмы, развалины церквей, следы жилых и хозяйственных построек, оставленных прежним населением края. Он считает также, со слов старших, что обосновавшиеся здесь девять осетинских фамилий пришли сюда значительно позже Елбачиевых. Уасо Тедеев родился здесь, его отец — в сел. Хорци в Юго-Осетии, так что он из тех осетин, кто сравнительно поздно поселился в Карельских горах. По его словам, он застал здесь много осетин, число которых постоянно росло за счет новых переселенцев, главным образом, из высокогорных областей Юго-Осетии, где, как отмечалось, было крайне мало земель и высокая плотность населения. 80-летний Соломон Гассиев, местного происхождения, как и его отец, помнит только, что выбрал это место для поселения их дед, выходец из Юго-Осетии. Гонимые земельным голодом и нищетой, Гассиевы, как и другие осетины, подобные им, в поисках новых мест покинули родину, но в Грузии оказались в знакомой им высокогорной зоне, где в основном можно было заниматься скотоводством. Каждый обосновавшийся в Карельских горах осетин становился хозяином земли, освобожденной им ценой огромного труда и времени из-под лесов и лесных зарослей путем рубки, раскорчевки и очистки. Причем землю таким путем приходилось добывать не только под жилье и усадьбы, но под пахотные и сенокосные угодья. В то же время карельское высокогорье являлось феодальным владением грузинских князей Цицишвили. Поэтому осетинские поселенцы считались арендаторами у этих феодалов, в пользу которых приходилось нести некоторые повинности. Не совсем четкие воспоминания об этих повинностях сохранились в памяти наших информаторов. Так, Мишико Гаглоев (1875 г.р.) из сел. Елбакиево отмечает, что платили за аренду 5—6 рублей в год, пользуясь пахотными и сенокосными угодьями (за пастбища не платили). По словам И.Л. Кокоева, его родители в числе других осетин, арендуя у Цицишвили земли, платили им по 27 руб. с каждого двора, отдельно за пастбище (с головы крупного рогатого скота — 1 руб., овцы — 50 коп., ягненка — 10 коп.) и пользование лесом. Память информаторов зафиксировала и то, что здесь хозяйничали еще одни феодалы — Елекреевы, которым осетины платили налоги (осет. хъалон) — 10 коди (ок. 7 пудов) зерном, несли феодальные повинности — возили дрова, обрабатывали сады и виноградники. Елекреевы, жившие в сел. Карели, видимо, были из осевших здесь турок эпохи османских завоеваний, за особые заслуги получивших здесь земли. Видимо, такое же турецкое происхождение имели три брата Алибековы, феодалы, жившие в селе Згудер, которым, по данным 80-летнего Уасо Батразовича Тедеева, осетины, в том числе его однофамильцы, платили ¹⁄₃ часть собранного урожая, каждую субботу выполняли какую-нибудь работу, а также от каждого двора по праздничным дням приносили три осетинских пирога, курицу, определенное количество осетинского пива, которое, по словам Уасо, грузинские князья высоко ценили. Впоследствии грузинские князья потеряли свои феодальные привилегии. Осетины, став государственными крестьянами, вносили соответствующие подати в казну. Следует упомянуть еще один важный этап в истории карельских осетин. Выходцы из последних стали первопоселенцами в Гуджарети. Видимо, в какой-то момент Карельский регион исчерпал ресурсы дальнейшего демографического и хозяйственного развития, карельским осетинам здесь стало тесно, и они ушли в поисках новых мест поселений, каким оказалось для них безлюдное Гуджаретское высокогорье. Возвращаясь к итогам нашей экспедиции 1962 г., отметим, что в горной зоне Карельского региона мы застали множество осетинских поселений. Обобщим наши этнографические данные. Так, в селе Суканотубани нами было зафиксировано пять фамилий: Джейрановы (их было 2 двора), Джиоевы (4), Козоновы (8), Тумановы (Калоевы) (5), Плиевы (3). В селе Сырххъæу проживали Уалиевы (5 дворов), Парасаевы (3), Икаевы (3), Джикаевы (1). В селе Ортабани — Бицоевы (2 двора), Джаглоевы (8), Харебовы (7), Тулаевы (1). Селение Згудер было однофамильным. Здесь проживали семь дворов Гаглоевых. Жителями села Суканаобани были Тумановы (Калоевы) (7 дворов), Джериевы (7). Плиевы (3). В Верхнем селе и в Нижнем селе проживали только Елбачиевы; в Верхнем их было 40 дворов, в Нижнем — 30. Назовем и другие селения с одним осетинским населением: Окросопели (38 дв.), Кудатхеви (20 дв.), Хъелеви (70 дв.), Квенаклави (65 дв.), Апниси (30 дв.), Камбари (30 дв.), Тхеоба (60 дв.). В то же время в регионе было немало сел со смешанным осетино-грузинским населением, в которых, впрочем, осетины составляли подавляющее большинство. Только один отмеченный Ортабанский сельсовет насчитывал 13 населенных пунктов с населением 2800 человек, из которых грузины составляли 120 чел. Перечислим другие села с указанием количества осетинских дворов: Лашкинете (20 дв.), Мухилети (21 дв.), Кватетри (23 дв.), Велицихи (10 дв.), Бани (40 дв.), Батури (30 дв.), Имерхеви (70 дв.), Лашети (40 дв.), Клуду (30 дв.), Джагаранткори (30 дв.), Шукити (30 дв.), Ахарсупели (150 дв.), Летети (70 дв.), Чандрети (60 дв.). Карельские горы намного ниже Гуджаретских. Они менее суровые в природно-климатическом отношении, отличаются мягким климатом, благоприятным для выращивания различных сельскохозяйственных культур, дающих высокие урожаи. Я видел повсюду ячменные, пшеничные и кукурузные ноля, много фруктовых садов. Кукуруза, дающая отменные урожаи, знакома жителям Западной Грузии с XVI века. Урожайной культурой в горах всего Кавказа стал картофель, проникший из России во второй половине XIX века. Карельские осетины в больших количествах поставляли эти культуры равнинным жителям.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования