Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Казбек и Северный Кавказ

Казбек и Северный Кавказ



Другой важной отраслью хозяйственной деятельности было скотоводство, главным образом, горное овцеводство. Дуитетский район, как и Казбекский, был главным овцеводческим районом Грузии. При этом зимние пастбища овцеводов располагались на Северном Кавказе (на т.н. «черных землях»), находившихся от родных мест на огромном расстоянии, для покрытия которого, особенно во время весеннего перегона отар с приплодом, требовалось более трех недель. Эти перегоны всегда были опасным делом. Так, в 1953 г. многие колхозные отары овец понесли колоссальные потери от снегопада и сильных морозов настолько, что некоторые хозяйства вернулись с зимних пастбищ без единого животного. По словам осетин, пострадавшие колхозы впоследствии были вынуждены целиком заняться земледелием, посевами кукурузы, выращиванием фруктовых садов и виноградников. В 60-х годах XX в. овец на зимние пастбища начали перевозить на специально оборудованных машинах, но в связи с большими потерями поголовья животных от этой практики отказались. Помимо этого, содержание овец на арендованных зимних пастбищах требовало строительства кошар и заготовки сена на корма. Не меньшие заботы животноводам причиняла нехватка летних пастбищ. И все же овцеводство было важнейшим источником дохода для многих колхозов Душетского района, ежегодно поставлявших большое количество скота на рынок и приезжим скупщикам. Охотников купить баранов, особенно во время праздничных дней, здесь бывало немало, прежде всего, из соседних районов и городов Грузии. Наряду с этим немалые доходы получали от продажи шерсти и овечьего сыра, способы приготовления которого осетины вынесли со своей родины, где приготовление этого продукта, как и сливочного масла, имеет древние традиции. Следует отметить, что душетекие осетины почти полностью сохранили свою традиционную кухню, передав несколько ее элементов (пироги, пиво) соседним грузинам, в свою очередь, восприняв у них такие популярные национальные блюда, как сациви и чурчхела. Данные показывают также, что жилище и костюм осетин — менее устойчивые этнические элементы, теряющие свои черты под воздействием другого этноса, в данном случае, грузин. Однако о полном исчезновении у них традиционных элементов культуры и быта не может быть и речи. Отметим и ряд других наблюдений, касающихся некоторых этнографических сюжетов, в том числе семейной обрядности и религиозных воззрений дутпетских осетин. Прежде всего, последних отличало широкое распространение межнациональных браков, в которых проявлялось обоюдное желание осетин и грузин породниться. Свадьбу каждый народ справлял по-своему, осетины, как и грузины, приурочивали торжество к праздничным дням «Джиоргуба», когда завершаются все осенние сельскохозяйственные работы, и в доме всего бывает в достатке. Осетины к свадебному столу подавали, кроме прочего, свое традиционное пиво и неизменные пироги уæлибæхтæ, начиненные свежим сыром. Ими же нередко украшается и грузинский свадебный стол, если в доме поселилась осетинская невестка. Рассказывали, что грузины — большие любители осетинского пива и осетинских пирогов, которые они окрестили «хачапури». В свою очередь, осетинская свадьба восприняла от грузинской немало элементов. Так, в застолье с гостями сидят и молодые, что не принято у осетин, тамадой является выборный, у осетин — самый старший. На свадьбе в основном звучат грузинские песни и танцуют грузинские танцы. К сожалению, здесь мне не пришлось побывать на свадьбе. Но со слов информаторов я узнал также, что осетины при выдаче дочери за грузина не приняли грузинский обычай, по которому жених после заключения брака, но еще до свадьбы, вступает в доме невесты в свои супружеские права. Наиболее устойчивыми этническими элементами у душетских осетин можно считать их похоронные обряды и обычаи, которые, как известно, уходят в скифскую эпоху, например, посвящение коня и пр., сохранившиеся здесь до недавнего времени. Душетекие осетины совершают еще следующие поминки по умершему: хæрнæг (букв. трапеза) в день смерти, 40-й день, Майрæмыкуадзæтпæ (день успения богоматери Марии), зæрдæварæнтæ (обетные поминки), цыппурсы ботпее. Кроме последних, все остальные поминки справляются и соседними грузинами. Из древних похоронных обычаев осетин сохранились также: иронвæндаг — оплакивание женщинами покойника, причем близкие родственницы рвут волосы, царапают лицо ногтями. После похорон три ночи, пока не поставят ограду, на могиле разжигают костер. Это, несомненно, древнекавказский обычай, поскольку существует и у грузин, и некоторых других кавказских народов. До недавнего времени устраивали и поминальные скачки дугъ — обычай, уходящий корнями в аланскую эпоху. В то же время многие поминальные обряды осетин ушли в область предания. Так, из поминальных обрядов у душетских осетин выпали годичные поминки, которые отличались своими особенно разорительными расходами. Видимо, это объясняется влиянием соседних грузин, у которых они отсутствовали. У грузин осетины восприняли и другой обычай, по которому родители оплакивали своих детей, что в старину у них не допускалось. Религиозные воззрения душетских осетин до сих пор сохранили почитание языческих богов и культов, занесенных ими из прежних мест жительства в Осетии. Они почитаются ежегодными празднествами и приношениями в святилищах в жертву баранов и устройством общинных кувдов (пиршеств). Многими душетскими осетинами почитался языческий святой Тбау-Уацилла, исстари широко известный в Даргавском ущелье Северной Осетии. Все осетинское население совместно с грузинами праздновали осенью, после завершения сельскохозяйственных работ, — Джиоргуба. Другой праздник — Ласари Цминда Георги, в котором, по словам осетин, Ласари Георги является именем сына Сослана-Дави да, осетина, мужа царицы Тамары. Недалеко от осетинского селения Уæллагхъæу нам показали святилище во имя Аларды — божества осетинского пантеона, являющегося покровителем оспы. Отмечу также, что Новый год душетские осетины встречали но обычаю своего народа — пекли из теста разные антропои зооморфные фигурки, подростки разжигали костры; ходили по дворам, надевая шубы наизнанку и распевая новогодние песни. Не забыли здесь и доныскъæфæнтæ — крещение, называемое мæрдтыæрымысæн (воспоминание о покойниках); в этот день шли к речке с кадками, деревянными ведрами, набрав воду, несли ее домой. Чтобы посевы не побил град, в сел. Уæллагхъæу, как и в ряде других, день проведения первой борозды в каждом доме отмечали закалыванием козленка. Это один из редко встречавшихся в Осетии обычаев, относящийся к земледельческому календарю. Другой магический обряд нами зафиксирован в сел. Шуахеви. В его окрестностях красовалось большое, огороженное каменным забором дерево, увешенное разноцветными кусками материи. Дерево это считалось сельским дзуаром (святилищем), почитавшимся бездетными женщинами, которые, приходя сюда с соответствующими приношениями, просили святого покровителя исполнить их просьбы. Таковы лишь некоторые языческие верования и обряды душетских осетин, большей частью занесенные ими со своей родины. Кратко охарактеризуем языковую ситуацию. По моим наблюдениям, всех душетских осетин, за исключением стариков, отличало хорошее знание грузинского языка, глубоко вошедшего в их быт, во многих случаях родной язык был отодвинут на задний план, выполняя роль домашнего. В сел. Шуахеви мне с гордостью говорили, что их дети осваивают в школах грузинский язык лучше, чем сами его носители. На грузинском языке вели делопроизводство, проводили совещания, собрания, читались доклады и пр., на грузинском велось преподавание в школе. Рассказывали, что с 30-х годов до окончания Отечественной войны во всех осетинских селах в начальных классах преподавание вели на родном языке. Эту заслугу приписывали Семену Рубаеву, осетину, занимавшему пост второго секретаря Душетского райкома КП Грузии. Межнациональные браки играют важную роль в распространении языков, при этом не только грузинского языка среди осетин, но нередко и наоборот, когда мать-осетинка обучает детей своему родному языку. Такие примеры в грузинских семьях с осетинскими племянниками мне встречались не раз. У душетских осетин произошел практически полный переход на грузинскую антропонимическую модель. Многие из них сменили свои фамилии на грузинские; все осетины Душетского района тогда и теперь пишут фамилии с грузинским фамильным окончанием «швили». На некоторых старых кладбищах осетинских сел мы находили на надмогильных плитах, датируемых XVIII в., написанные грузинским шрифтом осетинские фамилии с такими окончаниями. Но в наше время многие душетекие осетины записали себя грузинами, чтобы, по их словам, детей их принимали в школу, и самим было легче жить, избавившись от упреков со стороны националистов — «ты не наш», «пришлый», «чужой». Впрочем, известно, что дружба между осетинами и грузинами имеет многовековую историю. К счастью, она и в наши дни сохраняется между людьми труда. Как отмечалось, обширная территория Душетского района включала в себя горные ущелья южного склона Главного Кавказского хребта. В XIX в. каждое из них составляло уезд, входящий в состав Душетского округа. Таких уездов было пять, считая в числе последних Кудское ущелье (Хъуды ком) по реке Арагви и нынешний Казбегский район Грузин по реке Терек. Здесь в Дарьяльском ущелье, под самым Казбеком, живут грузинымохевцы, занимая компактно несколько сравнительно больших сел. Выше них расположена огромная Кобинская котловина и довольно узкое Трусовское ущелье вдоль реки Терек. Оба населены одними осетинами, которые в историко-этнографическом плане представляют для нас большой интерес.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования