Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





http://pokerpromotionsgiant.com differ from 1 casino to the other and this may complicate blackjack.
Главная » Фотогалерея » Кобинские осетины

Кобинские осетины



Свою первую экспедицию у кобинских осетин я осуществил летом 1957 г., проведя основную работу по сбору этнографического материала. Тогда я приехал по приглашению директора Северо-Осетинского краеведческого музея Х.Г. Цопанова, с которым до этого не был знаком. Талантливый администратор и высокообразованный человек, Хаджумар Газеевич много лет руководил отделом в республиканском министерстве культуры, несколько лет был директором Осетинского театра, на сцене которого ставили и его глубоко содержательные пьесы. Став директором музея, Х.Г. Цопанов сразу же понял, что перед ним важнейший очаг национальной культуры, хранилище многовековых исторических и культурных ценностей народа, что музейные фонды должны постоянно пополняться. Откликаясь на его просьбу, я три раза (в 1957—1959 гг.) выезжал в Осетию, проводя собирательскую и этнографическую работу, исходив пешком все ее главные ущелья. Тогда в быту горцев сохранилось еще немало традиционных предметов; изделия местных мастеров-умельцев: различная деревянная посуда, утварь, предметы убранства (орнаментированные кресла для главы семьи, длинные тахты со спинкой, украшенные орнаментом, низкие круглые столики на трех ножках и т.д.). Немало было приобретено для музея и земледельческих орудий труда; там, где, например, исчезли пахотные орудия, по возможности, заказывали их оригиналы. Приобретались и предметы традиционного мужского и женского костюма, его украшения — кинжалы, газыри, пояса и т.д. Количество приобретенных предметов часто было настолько велико, что приходилось отправлять их в музей на грузовой машине. Вторую поездку к кобинским осетинам я совершил в 1963 году, являясь начальником осетинского отряда комплексной экспедиции Института этнографии. В этот период институт готовил издание кавказского историко-этнографического атласа, в котором я разрабатывал два раздела по народам Северного Кавказа — традиционное земледелие и скотоводство. Объездив все районы Северной и Южной Осетии, я побывал и у кобинских осетин. В результате удалось собрать новый оригинальный материал, во многом легший в основу настоящей работы. Следует подчеркнуть, что Кобинская долина издавна являлась важнейшим объектом заселения осетин из разных мест Осетии. По словам старожила села Мна Илико Кокаева (68 лет), его село делилось на несколько хуторов. Фамилии Кокаевых и Абаевых, например, жили на хуторе «Гагуатæ», на другом хуторе жили Сохиевы и Касаевы. Эти же фамилии населяли Мна во время нашего пребывания там: 5 дворов Сохиевых (здесь стоит в полуразрушенном виде их 7-ярусная башня), 3 двора Кокаевых (давние переселенцы из сел. Четырc Трусовского ущелья), по одному двору Касаевых и Абаевых. В сел. Среднее Мна проживали Цаболовы (3 двора) и Сохиевы (4 двора). Обе эти фамилии считаются первыми поселенцами в сел. Мна. О времени появления здесь первопоселенцев у нас мало данных. В то же время первые письменные упоминания об этом регионе, относящиеся к XVIII в., свидетельствуют, что Кобинская котловина в это время целиком была занята осетинами. Первое упоминание о Коби находим в 1771 г. в описании акад. Гюльденштедта, совершившего поездку в Грузию (1, с. 75). В начале XIX в. Ю. Клапрот, известный исследователь осетин, побывав во многих районах Осетии, в том числе в Трусовском ущелье по Тереку и в долине Коби, писал: «... Мы увидели большое осетинское селение Коби... на восточной стороне Терека, защищенное укреплением и значительным гарнизоном из пехоты; оно находится в 16 верстах от Степанцминда (Казбека). Вдоль всей дороги по обеим сторонам реки видны различные селения, а летом — хлебные поля» Сведения о кобинских осетинах мы находим у А. Головина (1854 г.), который приводит перечень сел, количество в них дворов и душ населения (3, с. 440). Центром Кобинского прихода А. Головин называет Кобинск (Коби). Здесь было 20 дворов, 78 душ мужского и 64 женского пола. А. Головин также сообщает, что в Коби размещались казачий пост, почтовый двор, церковь, несколько построек местных торговцев. Далее А. Головин сообщает о других осетинских селах Кобинской котловины, скрупулезно приводя численность дворов и количество мужского и женского населения. В сел. Базилан соответственно 8, 25, 23; сел. Голготы — 4, 10, 9; Верхний Окрокана — 12, 38, 40; Нижний Окрокана — 7, 30, 30; Шаварден — 9, 33, 31; Ногкау — 7, 24, 16; Нижний У хат — 15, 49, 39. Причины, по которым осетины переселялись в Кобинскую котловину, были разнообразны. Ю. Клапрот отмечал: «Осетины, обитающие в Коби, называются Коби-Абайте и в большинстве являются беглецами из горных местностей, где они совершали убийства; они поселились здесь во избежание кровной мести. Однако они покидают это место, когда им только заблагорассудится» (2, с. 123). Конечно, такие случаи могли быть, но это не носило массовый характер. Горцы переселялись сюда из-за безземельности на родине, перенаселенности, в целом в поисках лучшей доли, и во многих случаях находили ее. Важнейшим направлением моей полевой работы был сбор сведений об истории и фамильном составе осетинских сел Кобинской котловины. Начнем с сел. Коби Къоб. Оно известно тем, что является родиной выдающегося ученого лингвиста-ираниста В.И. Абаева, автора знаменитого 5-томного историко-этимологического словаря осетинского языка, не имеющего себе равных научного памятника мирового значения. Ученый внес огромный вклад в развитие осетиноведения и в теоретическое изучение Нартовского эпоса. Абаевы были самой многочисленной фамилией в Коби — их было 8 дворов. По словам 100-летнего Тембола Дедоевич Абаева, он здесь родился, а отец его бежал сюда из Урстуалта от кровной мести. Впоследствии село постоянно пополнялось новыми выходцами из разных мест Осетии. Другими жителями Коби были Караевы (7 дворов) и Салбиевы (5 дворов), видимо, переселившиеся из Трусовского ущелья. Десять дворов Абаевых я зафиксировал в сел. Базилан (Алмашиан). По данным В.И. Абаева (в личной беседе), его отец Уанкъа (в крещении Иван) еще молодым человеком пришел сюда в поисках лучшей жизни; долгое время он считался в обществе æрцæуæг «пришлый», не имел ни кола, ни двора, не пользовался никакими правами. Когда он женился на девушке из фамилии Дзаховых, считавшихся бындурон «коренными», стал полноправным жителем, приобрел в обществе все права. Эти Абаевы, в том числе Уанкъа, вышли сюда из сел. Нижний Сба Сбийского ущелья Юго-Осетии, их родовая башня до сих пор там стоит. Что касается Дзаховых, то они, как и Такаевы, вышли из Гудского ущелья. По фамильным преданиям Касаевых, они появились в сел. Базилан, переселившись из сел. Суатис Трусовского ущелья. Ю. Клапрот, побывавший в начале XIX в. в сел. Ногкау (Новое село), упоминает его жителей Абаевых, именовавших себя Зоратæ. Кстати, Васо Абаев до поступления в Петроградский университет носил эту фамилию. Абаевы (Зоратæ) этого села вышли из тех же мест, откуда их упомянутые сородичи. В Ногкау мною было зафиксировано 12 дворов Абаевых. Кроме того, здесь проживали Самовы, переселившиеся из соседнего Гудского ущелья, а также Березовы и Дзлиевы, которые не сохранили память о прежних местах обитания. В сел. Агайтыхъæу (село Агаевых) проживало 7 дворов представителей этой фамилии. Агаевы переселились из сел. Хъорхъора Закинского ущелья Северной Осетии, обосновавшись недалеко от Коби на левом берегу Терека. Тогда их было четыре брата (Илас, Гаджи, Солтан, Георгий), отец их был участником русскотурецкой войны (1887—1888 гг.). Они имели свое поселение, большое овцеводческое хозяйство, в том числе несколько сотен дойных овец, из молока которых изготовляли «кобинский сыр». В этом деле мастерицей высокого класса считалась одна из невесток — Дшо. Изготовленный ею сыр был удостоин медали на Всероссийской Харьковской сельскохозяйственной выставке (1888 г.). Медаль хранится в доме внука Дшо — Ирана. Наши попытки купить ее для музея не увенчались успехом, желание сохранить семейную реликвию оказалось сильнее. Проживающие в сел. Верхний Ухат Туаевы вышли из сел. Хъахъадур Тагаурского общества (бежали оттуда из-за кровной мести). Их было семь братьев. Сначала они укрывались в сел. Ерман в Урстуалта, а затем в сел. Бурмæсыг Трусовского ущелья, оттуда они переселились в сел. Коби, где некоторые из них остались жить, а другие, по словам 80-летнего Алеко Туаева, стали первыми поселенцами этого села Верхний Ухат. Туаевы здесь укоренились. Во время моей работы они были самой многочисленной фамилией села (22 двора). Довольно многочисленной фамилией были Коболовы (18 дворов). Они переселились из сел. Нар, родины Коста Хетагурова, где до сих пор стоит их фамильная башня. Считают себя потомками легендарного Хетага, родину покинули из-за кровной мести. 10 дворов Батаевых вышли из сел. Тли Джавского ущелья Юго-Осетии, известного своими памятниками Кобанской культуры. Кусаевы (7 дворов) считают себя выходцами из сел. Рес Трусовского ущелья. Интересна профессиональная специализация многих представителей этой фамилии: они занимались изготовлением надгробных памятников. Цаболовых в сел. Нижний Ухат 4 двора. Они переселились из сел. Абана Трусовского ущелья. В исторической памяти жителей села сохранился любопытный факт, который, впрочем, пока сложно подтвердить или опровергнуть. По словам старожилов, прежние жители сел. Нижний Ухат ушли в Грузию. На смену им пришли новые поселенцы из других мест, например, Туаевы из сел. Верхний Ухат. Помимо Туаевых (2 двора) выходцами из Верхнего Ухата считаются Кобловы (3 двора) и Батаевы (4 двора). Что касается родоначальника Батаевых — некоего Бата, то, по фамильному преданию, он поселился в Верхнем Ухате из-за того, что стал кровником и вынужден был покинуть родину. Недалеко от выхода из Трусовского ущелья располагалась другая группа сел. Кобинской котловины (Верхн. Окрокана, Нижн. Окрокана, Мна). Приведем данные по этим селам. В Верхн. Окрокане проживают Гудиевы (14 дворов). Они переселились из сел. Хидикус Куртатинского ущелья. Здесь они стали сильными и влиятельными, имели две башни: боевую в селении и сторожевую над селом; по словам старцев, они охраняли выход в Кобинскую долину. Жители Верхн. Окроканы Бидиховы (6 дворов) переселились из Нарского ущелья Центральной Осетии (или Туалгома). Немногочисленные фамилии Кусаевых (Хъуыссæтæ) (1 двор) и Кокаевых являются выходцами из Трусовского ущелья; причем последние из сел. Четыре. Выходцами из этого же селения являются 5 дворов фамилии Кокаевых, живущих ныне в сел. Нижн. Окрокана. Живущие там же Сохиевы (1 двор) своими предками считали обосетинившихся грузин. В Нижн. Окрокане живут также 5 дворов Дзагаховых . Кобинцы занимались земледелием и скотоводством, однако роль этих отраслей в общем хозяйственном балансе была неодинакова. Земледелие было слабо развито из-за каменистой горной почвы и довольно низких летних температур. Успевали созревать только ячмень и картофель, появившийся здесь сравнительно поздно. Своего хлеба кобинцам хватало лишь на несколько месяцев, недостающий покупали во Владикавказе, доставляя его до открытия колесного сообщения по Военно-Грузинской дороге, вьюками на лошадях. Вспашку производили древней осетинской деревянной сохой (зыбыр, зывыр) с железным наконечником, использовали т. н. осетинскую косу (ирон цæвæг), косившую на обе стороны. Она просуществовала до появления фабричных кос. Однако главным хозяйственным занятием кобинцев было отгонное скотоводство. Обширные летние альпийские пастбища многим кобинцам позволяли разводить стада в сотни и тысячи овец осетинской породы ирон фыс, дававшей мягкую, длинную шерсть и много молока, из которого делали превосходный овечий сыр. Однако осетинская порода овец постепенно заменялась грузинской породой белой масти, поскольку овцы этой породы давали почти в два раза больше шерсти. Тем не менее, горцы по-прежнему держали много овец осетинской породы, так как только из их молока можно было сделать замечательный местный сыр, который получил известность как кобинский. Он отличался высокими вкусовыми качествами, пользовался широким спросом на Кавказе и в столичных городах России. В Коби и других селениях на трассе имелось много магазинов армянских купцов для сбыта этого сыра и других товаров. Позже здесь появилось немало таких же лавочников из осетин. В значительном количестве кобинский сыр сбывали приезжим скупщикам, вывозили на продажу в города Грузии и Северного Кавказа. Таким образом, производство сыра на рынок служило важнейшим источником дохода для местного населения.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования