Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Красношапочный Ламаизм у Калмыков

Красношапочный Ламаизм у Калмыков



В научной литературе, посвященной проблемам ламаизма, общепринято положение, что буддизм у монгольских народов утвердился в форме желтошапочного ламаизма /школы Гелугпа/. Данное положение подтвервдается множеством источников, в том числе и калмыцкой письменной традицией. Но существует и другая точка зрения. Как пишет С.Г.Батырева, "параллельно желтошапочному ламаизму, вероятно, у них /калмыков-Э.Б./ имело распространение и учение красношапочников-секты Сакьяпа, которое бытовало у калмыков, в частности, у донских, вплоть до XIX столетия". Действительно, буддизм школы Сакьяпа имел распространение среди монголов и ойратов в Юаньскую и последующую эпохи. Но мнение о параллельном их существовании в ХУП-Х1Х вв., о функционировании двух различных школ и соответственно различных учений, обрядности и т.д., требует основательной аргументации. Нам представляется важным и необходимым обратить внимание исследователей на проблему религиозных школ в буддизме, сведя имеющиеся в настоящее время данные о желтошапочном и красношапочном ламаизме у ойратов и калмыков. Признание буддизма государственной религией не означало его глубокого проникновения в массы монгольского населения, продолжавшего оставаться шаманистами, и падение в 1368 г. династии Юань, а с него и престижа буддийской религии не отразилось на мировоззрении рядовых монголов-шаманистов. В отдельных же кругах общества буддизм продолжал существовать как вероисповедание верхушки и в период Х1У-ХУ1 вв. Вопрос о форме вероучения, т„е. о том, какие будцийские шкалы были представлены в Монголии, остается в настоящее время спорным: при приоритетном положении школы Сакьяпа возможно было влияние и других школ. Положение в определенной мере повлияло и на ситуацию, сложившуюся в начале второй волны распространения буддизма в конце-начале ХУЛ вв. Исследователями отмечалось, что на первых порах в Монголии мало обращалось внимания на принадлежность к той или иной.школе: Алтан хан поддерживал Гелугпа, при дворе всемонгольских ханов вели свою деятельность приверженцы Кармана, Лиг-дан хан принимал посвящение на трон от представителей школы Кар-мапа/примерно в 1604 г./ и Сакьяпа/в 1617/. Известно также, что монастырь Эрдэни-Цзу после постройки был освящен ламами из красношапочного монастыря и в обрядах богослужения в первое время его существования смешивались элементы разных толков тибетского буддизма. Ойраты, как и другие монгольские народы, были в первую очередь вклкиены в военно-феодальную империю Чингис хана, и если не при первых четырех хаганах, то уж, несомненно, при Хубялае, ойратские феодалы познакомились с буддизмом, главными иерархами в котором следовало почитать монахов школы Сакьяпа. Как и в среде монголов, в Х1У-ХУ1 вв. буддизм продолжал существовать в качестве вероисповедания феодальной верхушки. Так, по сведениям Г.Серрайса, в правление двух крупных ойратских политических деятелей, тайшей из дома Цорос-Тогона и сына его Есена к китайскому минскому двору были отправлены посольства. Первое из них возглавлял буддийский монах Ха-ма-ши-лу, один из послов Есена. Сохранению буддизма в среде монгольской знати в определенной степени способствовала и политика шноких императоров, снабжавших монахов литературой на тибетском и монгольском языках, и даже посылавших проповедников в монгольские кочевья в надежде путем религиозной пропаганды и религиозного альянса оказать влияние на монголов, видя в них союзников в борьбе с набирающими силу маньчжурами.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования