Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Культ Бынатыхицау

Культ Бынатыхицау



Из древних осетинских святых у дзимырцев присутствовал культ Бынатыхицау (хозяин дома жилья, домовой), которому было посвящено празднество, именуемое «Бынатæхсæв» (ночь домового), его проводили в ночь под Новый год. Принося в жертву черную курицу, реже козу, обращались к святому со словами: «Бынатыхицау, баххуыс кæн, бæркад ныл æфтау, хæрам нæм ма дар. Фыхæй дын кæй кувæм, уый дын хæлар уæд. Тыхгæнæг нæм ма æрбауадз, æмæ дын нæ кувинаг та хæлар уæд» (Бынатыхицау, помоги нам, одари богатством, не обижайся на нас. Прими наши приношения. Оберегай нас от врагов. Пусть эти приношения идут тебе на пользу). После молитвы семья выходила из помещения, оставляя на столе угощение для Бынатыхицау, который якобы обязательно должен был вкусить праздничную пищу. Обнаружив знаки присутствия за столом, считали, что домовой остался доволен угощением. Жертвенной пищей не полагалась угощать посторонних, считали, что такой запрет исходит от воли самого Бынатыхицау. Дзимырцы полностью сохранили семейную обрядность своего народа (свадебную, родильную, похоронную). Отметим некоторые интересные, на наш взгляд, факты. Так, по многим нашим опросам, здесь за невесту платили 60 коров, или же их денежную стоимость, беря за корову 5 руб.; иногда в счет калыма ирæд брали ценные вещи — пивоваренный медный котел æрхуы аг, холодное или огнестрельное оружие, а также земельный участок. Умыкание было редким явлением в быту дзимырцев. Если же такой казус случался, то виновник безоговорочно осуждался общественным мнением. Невеста в качестве подарков для родственников и друзей жениха приносила около 20 кусков домотканого сукна собственного производства, рассчитанных на изготовление такого же количества черкесок, башлыков из козьего пуха, войлочных шляп из того же материала и т.д. На дзимырской свадьбе в свите жениха кроме шафера находился нымæттухæг, в обязанности которого входило заворачивать в бурку или войлок личные вещи невесты, когда свадебная свита возвращалась с невестой в дом жениха. Для этого обычно брали белую бурку, кладя ее с содержимым на седло лошади. В похоронных обычаях у дзимырцев сохранились все архаические черты традиционной обрядности осетин — оплакивание, одевание покойника во все новое, посвящение коня, скачки, стрельба в цель, многочисленные поминки и др. Гудские осетины В 1957 году я с двумя сотрудниками музея краеведения Северной Осетии первый раз вступил в Гудское (Арагвское) ущелье. Прежде всего, я спешил побывать в сел. Ганис. Это родина классика осетинской литературы Сека Гадиева, воспевшего Осетию в своих произведениях. Творчество Сека Гадиева высоко ценил наш великий ученый Васо Абаев, многократно цитируя его в своем знаменитом многотомном «Историко-этимологическом словаре осетинского языка». Гудское ущелье связано со многими историческими событиями. Начиная с рубежа XIV—XV вв., местные грузинские феодальные владетели, арагвские и ксанские эриставы, играли заметную роль в истории феодальной Грузии. Судя по историческим источникам, родоначальники ксанских и арагвских эриставов вышли из Осетии. В документе, датируемом 1407 г., о них говорится: «пришедшие с Кавказских гор осетины из хорошей, фамилии Сидамонидзе. Последний завоевал эти места и сделался арагвским властителем». Из этого же документа мы узнаем, что легендарный грузинский полководец Георгий Саакадзе из этих эриставов. Замечу, что Сидамон, как известно, был одним из пяти (по другой версии из семи) сыновей легендарного осетинского Ос-Багатара из Алагирского ущелья Северной Осетии, от которых ведут свое происхождение многие фамилии Северной и Южной Осетии. В 1854 году А. Головин, посетив Гудское ущелье, отмечал наличие здесь 8 небольших населенных пунктов (Эрито, Мекети, Валакава, Ганис, Куилиших, Сокури (Сохъуыртæ. — Б.К.), Хетисопели, Гуди (Хъуд. — Б.К.). По сведениям А. Головина, кроме Ганиса, все другие гудские селения «раскинуты по голым скалам». «Природа здесь очень бедна, — пишет он, — нет ни леса, ни кустарника, и растительность большей частью очень слаба. Почва земли песчано-каменистая и без удобрения мало вознаграждает труд земледелия» (1, с. 434). В одном грузинском источнике гудские осетины именуются «Гуда осни», а Гудское ущелье — «Гудамакарским». Из этого документа мы узнаем также, что «в 1802 г. недовольный политикой русского царизма здесь находился царевич Вахтанг, сын Ираклия II, владевший до присоединения к России этой горной провинцией Грузии. Здесь, будучи окружен русскими войсками, он уехал с ними в Тифлис и сдался властям». Однако обратимся к описанию наших наблюдений в Гудском ущелье. Итак, в 1957 г., приезжая из Москвы в очередной раз проводить экспедицию по заданию краеведческого музея Северной Осетии, я с двумя его сотрудниками выехал из Орджоникидзе (Владикавказа) к гудским осетинам, ставшим на сей раз объектом нашего исследования.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования