Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Миф о происхождении монголов от Борте-Чиио

Миф о происхождении монголов от Борте-Чиио



В преданиях о происхождении монголов и ойратов легко можно обнаружить фольклорные мотивы сказочно-мифологического и особенно тотемистического происхождения, восходящие к очень древним традициям. Уже в первой монгольской летописи 1240 г. "Сокровенное сказание" вкратце зафиксирован миф о происхождении монголов от Борте-Чиио (5урый Волк) и Гоа Марал (Прекрасная маралуха) и миф о предках ойратов и монголов Дува Сохоре и Добу Мергене, а также о прародительнице коренных монголов, непорочной деве Алан-Гоа. В "Сокровенном оказании" отмечено, что четпре сына Дува Сохора основали четыре рода, позже ставшие 4-мя племенами ойратов. В летописи "Алтан Тобчи" уже названы их имена-Доной, Дскшин, Эмнег и Эрхэг, а в "Эрденин тобчи" Саган Сэцэна сообщается, что четыре сына Дува Сохора-Доной, Докшин, Эмнег и Эрке стали родоначальниками четырех ойратских племен: огулет (слёт), багатут (батут), хойт и кэргуд. Эти мифы еще не подверглись серьезному научному анализу, не были расшифрованы, а персонажи этих мифов воспринимались исследователями как живые, реальные лица. Анализ названных мифов показал, что все их персонажи имеют тотемистическое происхождение и отражают собою древние „ культы предков-тотемов зооморфного и орнитоморфного происхождения, а также и культ непорочной небесной девы Алан-Гоа, призванный, по мысли автора летописи "Сокровенное сказание","облагородить" и объяснить "небесное происхождение" предка монгольских ханов-Бсшончара-мунхака, основателя известного рода"борд-жиганкият. В тексте "Совдовенного сказания" написано об этом так: "Предком Чингио-хана был Борте Чино, родившийся по изволению Вышнего неба, супругой его была Гоа-Марал. Явились они, переплыв Тенгис (внутреннее море), кочевали у истоков Онон-реки на Бурхан-Хаддуне, а потомком их был Бата Читан8. Далее перечисляются его потомки, в числе которых в 12-м поколении названы уже мифические предки ойратов и монголов, братья Дува Сохор и Добу Мерген. В монгольской летописи "Шада" отмечено, что "Дурбен-ойраты-потомство Дова Сохора" По сведениям "Совдовенного сказания" и последующих монгольских летописей ("Алтай Тобчи", "Эрденин Тобчхг и др.) от мифическогородоначальника монголов Борте-Чино и до его потомков в лице Дува-Обхора и Добу Мергена прошло 12 поколений, от времени же Дувы Сохора и Добу Мергена и до их потомка-Чингис-хана, прошло еще 10 поколений. Бремя жизни Чингисхана известно. Исходя из расчета около 30 лет на одно поколение, можно определить время жизни мифических предков ойратов и монголов и одновременно датировать первый раскол монголов о ойратами, т.е. установить дату появления первых "ойратов" на мировой адене. Оно определяется серединой DC века, что весьма знаменательно. В летописи "Сокровенное сказаяие "это событие описывается так: "После кончины Дува Сохора, четверо его сыновей, не признавая даже за родственника своего дядю Доб-Мэргэна и воячески понося его, отделились, покинули его и откочевали. Образовалось особое поколение "Дорбен" (в тексте же летописи написано"дорбен обок"четыре рода-А.Г.). Отсода-то и пошло четвероплемение "Дорбенпрген". Примерно такие же сведения, но уже с указанием имен 4-х сыновей Дува Сохора и наименований 4 ранне-ойратских племен домонгольского периода мы наедем в различных версиях летописи "Алтан Тобчи" и "Эрденин Тобчи" Саган Сацэна. Особо заслуживают внимания сведения об ойратах в летописи "Эрденин Тобчи" Саган Сэцэна, где сказано: "От жены Торгольдазна Баяна Борохчин-гуа родились Дува Сохор и Добун Мерген, старший и младший братья. Дува Сохор имел сыновей: Доной, Докшин, Эмнек и Эрке, которыестали родоначальниками 4-х племен или 4-х ойратских народностей: огулет (олёт-Г.А.), багатут (батут-Г.А.), хойт и кэргуд. Личные имена 4-х сыновей Дува Сохора также заслуживают специального изучения. Доной в переводе с монгольского и калмыцкого языков переводится как "бешенный, яростный", докшин-свирепый и неукротимый, эмнег-дикий, неукротимо буйный, сравнить, например, термин "эмнег-морин"дикий, необъезженный конь: эркэг-главный; властный, могущественный. По нашему мнению, эти имена представляют собою табуированные названия предков-тотемов зооморфного происхождения, подлинный смысл и значение их в народной памяти видимо уже утрачены; Среди ойратов и калмыков личных имен с подобными значениями не бывает семантика их достаточно определенна. Однако именно с этими именами родоначальников 4-х ойратских племен народная память связывает происхождение племен (слётов, хойтов, батутов и кэргудов), реально существовавших в средневековье и сохранившихся до настоящего времени в этническом составе ойратов и калмыков Поволжья. О бытовании в прошлом культов прэдксв-тотемов свидетельствуют сохранившиеся в этническом составе ойратов Джунгарии и калмыков Поволжья такие родо-племен-ные и этнические подразделения как чоносы (волки), бухус (быки), кереиты (вороны) .
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования