Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Находки в архивохранилищах

Находки в архивохранилищах



А вот знакомый нам В.Д. Абаев, встречавшийся с А. Кайтмазовым в 1909 г. в Тифлисе, считал его «вполне интеллигентным человеком», подолгу беседуя с ним на его квартире, ничего дурного в нем не находил. В целом же мы оцениваем А. Кайтмазова по его делам на поприще осетинской литературы и по тому вкладу, который он внес в собирание устного народного творчества осетин. По рассматриваемой теме интерес вызывают и находки в архивохранилищах. К числу таких, например, относится прошение основоположника осетинской драматургии Елбыздыко Бритаева (от 1 марта 1907 г.), поданное в «Комитет драматической цензуры», в котором он обращался с просьбой разрешить ему поставить на сцене две его пьесы: «Уæрæседзау» и «Худинаджы бæсты мæлæт хуыздæр». Через месяц комитет этот сообщал, что «по мнению оного пьесы эти не содержат в себе ничего предосудительного и могут быть разрешены к представлению на сцене». Далее говорится, что наместником Кавказа они «разрешены к представлению на сцене всего края» (6). Во всяком случае, старое поколение помнит, что пьесы эти пользовались огромной популярностью, ставились самодеятельными кружками еще до революции во многих больших селах Осетии. Содержание этих произведений писателя, как и других, было направлено против социальной несправедливости, колониального административно-чиновничьего гнета, а также патриархально-родовых пережитков, проявлявшихся, в частности, в семейно-брачных отношениях. Вызывает интерес и другой архивный документ, из которого мы узнаем об издании в 1912 г. в Петербурге писателем Арсеном Коцоевым журнала «Хуры тын» («Солнечный луч») на осетинском языке. После выхода трех номеров журнала началась длинная переписка с Главным управлением по делам печати Петербурга, где речь игла о целесообразности издания последнего, выискивании человека, знающего осетинский язык, обращении для этого в Тифлисский комитет по делам печати и в Академию наук. В Тифлисе нашли такого человека — священника Джиоева, который, как гласит документ, «сначала отказался переводить журнал и вообще быть переводчиком, но когда ему предложили заплатить 100 руб., он взялся за это дело». Одним словом, оттуда доносили, что «издание это ничего иротивоцензурного в себе не заключает». А вот из Академии наук на просьбу ответили так: «Академия наук не может указать лицо, на которое могло бы быть возложено наблюдение за выходом в С.-Петербурге издания на осетинском языке» (7). А в это время, между прочим, в Петербурге жил и работал академик В.Ф. Миллер, автор знаменитых «Осетинских этюдов». Обратимся еще к одному не менее важному архивному документу, также касающемуся осетинского языка и датированного 1847 г. В нем настоятель Кавказской семинарии в Тбилиси сообщает об открытии в этом учебном заведении «класса осетинского языка» и о необходимости найти «способного человека» для преподавания этого языка, для чего он обратился к экзарху Грузии с вопросом «Не имеется ли такое лицо?». Последний ответил, что «таким может быть ученик высшего отделения Тифлисской семинарии Варфоломей Туганов, сын владикавказского жителя, осетина» Он и стал учителем осетинского языка в новоучрежденной Кавказской семинарии. Надо полагать, что в то время таких как Туганов, хорошо знавших родной язык, в Осетии было немало, а преподавание осетинского языка стало нередким явлением во многих духовных и светских учебных заведениях всего Северного Кавказа, что имеет также свое объяснение — в них обучалось большое число учащихся осетинской национальности. Такое престижное учебное заведение как, например, Ардонская духовная семинария в Северной Осетии, не могло обойтись без введения в учебный план осетинского языка, ибо, как гласит архивный источник, семинария «является единственным рассадником духовного образования... в ней необходимо сохранить и преподавание осетинского языка». Без этого Ардонская духовная семинария не могла выполнить стоявших перед ней главных задач — «иметь христианское просвещение местного осетинского населения, подготовить священников для этого населения из родной среды». Весьма характерно, что в этом же документе, адресованном Синоду, отмечается, что «кончившие курс Ар донской семинарии осетины отказываются идти в священники, все до единого» (8). Однако автор «забыл» указать, что осетины, окончившие семинарию, в своем большинстве становились учителями в горских аулах, в том числе в самых отдаленных, обучая детей грамоте. Некоторые из выпускников продолжали учебу в высших учебных заведениях. Из Ардонской семинарии вышли выдающиеся осетинские писатели и поэты: А. Коцоев, И. Джанаев, Г. Малиев, Г. Бараков и т.д. Из питомцев семинарии известно немало людей, отдавших жизнь за счастье народа, например, упомянутый выше Гиго Дзасохов.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования