Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Население Ганиса

Население Ганиса



Население Ганиса испытывало большее влияние соседних грузин, чем жители других осетинских сел Гудского ущелья. Это проявлялось в поголовном знании ими грузинского языка благодаря близкому и постоянному общению с носителями последнего. В Ганисе часты были межнациональные браки. Важную роль в сближении осетин с соседними грузинами играли и торговые связи, и взаимные посещения во время свадеб, похорон, проведение совместных празднеств в честь языческих и христианских богов и святых, которых во многих случаях почитали и те и другие. Еще одно село гудских осетин — Сохъуыртæ (Сокуровы). А. Головин в 1854 году называет это село «Сокури», в котором, по его данным, было 7 домов и 54 души обоего пола. Во время нашего посещения в селе проживало 6 домов представителей достаточно редкой в Осетии фамилии Сокуровых (видимо, основатели села) и один дом недавно поселившихся Джанаевых. Одним словом, село это — родовое поселение со всеми своими отличительными чертами. Сохъуыртæ знаменито тем, что находится на вершине Кайшаурской долины, по которой в прошлом проходила Военно-Грузинская дорога. Жителей села всех возрастов отличало хорошее знание грузинского языка. В то же время, по словам осетин, здешние грузины не говорят по-осетински, хотя им крайне необходимо знание этого языка при постоянном общении с его носителями в течение веков. Особенно удивляет этот факт, когда указанные народы здесь, как во многих других местах, близко соседствуют, часто роднятся, исповедуют одну религию. Тем не менее, Сокуровы при таких близких этнокультурных контактах с грузинами сохранили традиции своего народа, в том числе старинные обычаи, касающиеся религиозных верований. Приведем лишь один пример: жители Сохъуыртæ в течение года по очереди устраивали в определенные дни праздники в честь языческих богов и христианских святых. Так, Лади Сокуров устраивал в своем доме праздник в честь Уацилла (покровителя хлебных злаков) с угощением односельчан, для которого закалывал барана, готовил много еды и напитков; то же самое делал Лади Сокуров, отмечая праздник «Джиоргуба» (св. Георгия), с которым связывали благополучное завершение осенних сельскохозяйственных работ; Георгий Сокуров приглашал на праздник первой борозды — гутоны куывд (пиршество во имя плуга), Габала Сокуров отмечал праздник во имя покровителя косарей и т.д. В Гудском ущелье находятся многочисленные пещеры. Располагаясь высоко в скалистых горах, они труднодоступны. Добраться до них можно только узкой тропой, покрытой зарослями кустарника. Говорят, что в таких пещерах укрывались Хъуды абырджытæ (гудские абреки), о которых мы еще скажем. Более доступные пещеры жители использовали для хозяйственных целей, иногда размещая там отары овец, храня корм для скота и т.д. Некоторые из пещер нам удалось обследовать — одну маленькую (5×3,60, высотой 2,50 см) под названием Куыройы ком (мельничное ущелье), находящуюся в долине на левом берегу Арагвы. Она обнесена густыми зарослями орешника, к ней ведет узкая тропа. Рядом с пещерой бьет родник, а слева от нее — Фидаркъæдзæх (крепостная скала) и святилище Фидарыдзуар (св. крепости) — родовой патрон сел. Ганис. Недалеко от малой пещеры находится большая, представляющая собой пространство площадью 9×3,30 см и высотой 5 м. Эту пещеру осетины называют Даредзанты Амыраны лæгæт (пещера Амирана Дарезанти), по имени главного героя осетинского эпоса «Даредзантæ». Рядом с пещерой находится гранитная скала с десятью глубокими рубцами, которые, по словам осетин, оставил Амиран в борьбе с великанами. Таким образом, дарезановские сказания, очень близкие по сюжетам с нартовским эпосом и в то же время составляя самостоятельный цикл осетинского фольклора, нашли отражение в памятниках гудских осетин, что свидетельствует о широком распространении этого фольклорного памятника среди осетин с давних времен. Сюда же занесли гудские осетины традиции строительства домов-крепостей (гæнах). Ганах строился, как правило, трехэтажным, с внутренним лестничным сообщением и бойницами на верхних этажах. Каждый этаж выполнял строго определенные функции. Нижний предназначался для животных и хранения предметов домашнего обихода. Второй этаж был жилым, он представлял собой большое помещение — хадзар с открытым очагом в центре и спускавшейся с потолка надочажной цепью, которая почиталась как семейная святыня. Здесь же устраивались комнаты для семейных пар; третий этаж служил в былое время для обороны, а также для приема гостей. Гудские осетины строили также многоярусные боевые башни с бойницами на стенах. Материалом для постройки этих крепостных сооружений служил местный камень, привозимый на самодельных санях из русла Арагвы. Характерно, что, по словам гудских старцев, боевые башни строили большей частью для укрытия своих абреков, преследовавшихся царскими властями. Так, один из этих абреков Цыппу Такаев (сел. Фаллагхъæу) благодаря мастерам-осетинам из Трусовского ущелья умудрился соорудить боевую башню для самообороны. Она до сих пор стоит в полной сохранности. Башня эта имеет в сторону села 4 бойницы, а в сторону реки — 3, размеры бойницы — 90×70 см, стены башни — 1,50 см. Большие камни диаметром от 80 см до 1 м уложены внизу первого яруса башни.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования