Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Несложность ламаистского оформления брачной церемонии явна

Несложность ламаистского оформления брачной церемонии явна



Несложность ламаистского оформления брачной церемонии явна и, несомненно, отражает позднее время его введения, но некоторые аспекты его проведения касаются более древних традиций. Речь вдет о времени и самом месте проведения религиозного обряда, совершаемого гелшгом. Как уже говорилось, единая, этническая модель калмыцкой свадьбы имела свои субэтнические варианты. Особенно ярко последнее прослеживается на материале, связанном с местом освящения брака. Так, у торгоутов и дебетов в последнем визите родственников жениха, заканчивавшемся увозом невесты, участвовал обычно только зурхачи, естественно, наиболее необходимый для четкого соблюдения всех условий, должных соответствовать благополучно проведенной свадьбе. Гелшга же приглашать в столь дальнюю поездку было необязательно, так как религиозный обряд у торгоутов и дербетов состоялся уже в хото-не жениха, в новой белой кибитке молодых. (Причем и у торгоутов, и у дербетов его проводили вскоре после жертвоприношения "гал тяклгн", совершенного в доме родителей жениха). В другом (хошеутовском) варианте свадьбы акценты на последнем этапе свадьбы были совершенно иными. Во-первых, число гостей, приезжавших в хотон невесты, было, в отличие от торгоутов и дербетов, у хошеутов совершенно нелимитированным. Ехали все желающие, от родственников до знакомых, и в первую очередь посещали они поставленную уже кибитку молодых, где и проводился свадебный пир. Как и в описанном случае, в новый дом ("цаган гер") входили первыми священнослужитель-но это был не только зурхачи, но и приглашенный специально гелюкг из хурула, ближайшего к хотону жениха, принадлежащего к аймаку рода будущего мужа. Сам религиозный обряд освящения брака происходил там же, наутро после продолжительного веселого пира, продолжавшегося затем еще день, и лишь вечером второго дня невесту облачали в платье замужней женщины. Таким образом, анализ ламаистского оформления свадебной обрядности приводит нас к выявлению глубинных истоков и причин бытования субэтнических вариантов свадебного ритуала, в различной степени отражающих исторические эпохи, порождавшие своеобразные канонические формы, отмечавшие один из главных, переходных моментов в жизни человека. Хошеутовский вариант, несомненно, отражает матрилокальность брака: об этом свидетельствует свадебный пир в роду невесты, затмевающий пышностью другой-в роду жениха, и совершение всех обрядов, за исключением жертвоприношения огню и очагу нового дома, в хотоне родителей девушки. Торгоутовский и дербетовский варианты свадебного ритуала также включают в себя некоторые моменты, возникновение которых следует отнести за счет обычая матрилокацьностй брака, но в гораздо меньшей степени (в основном, в составе приданого). Причем, переходным вариантом следует считать торгоутовский вадиант, в котором, по свидетельству И.А.Житецкого, существовал особый этап мевду смотринами и собственно свадьбой, называвшийся "дать свадьбу" (хурм еглгн"). Он заключался в устройстве за неделю или чуть больше хщра в хотоне невесты, по значению сходного со свадебным. Важным элементом, являющимся атрибутом собственно свадьбы, на данном этапе являлась привозимая родственниками жениха кибитка, которую ставили в хотоне невесты, и именно в ней проводился пир. Дербетовский вариант отражает патрилокальную традида. Вышеизложенные положения о глубинных отличиях в вариантах калмыцкой свадебной обрядности, сформулированные в данной работе, позволяют с еще большей уверенностью говорить э наличии единого принципа, согласно которому и следует выделять три основных варианта ритуала. Если же рассматривать во всей его шщроте, то следует в характеристики субэтнических обрядовых комплексов включать и другие частные детали. В таком аспекте уже позволительно будет говорить не о трех основных, а о большем количестве вариантов единого ритуайа. Так, отдельные моменты отличают свадьбу донских калмыков-бузава. Но, поскольку сложение этой территориальной группы калмыкоз произошло уже в ХУШ в., и по составу они были неоднородны: хотя большинство их-выходцы из калмыков-дербетов, немало всоречалось среди них и выходцев из торгоутской среды,согласно признаку, положенному нами в основу выделения трех основных типов ритуала, они больше сходны с дер-бетовским типом свадьбы.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования