Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » О баранте как обычае регулирования конфликтов

О баранте как обычае регулирования конфликтов



О баранте как обычае регулирования конфликтных случаев говорят следующие факты: в 1720 г. калмыки отогнали табун у самарских крестьян. По этому делу к Аюке-хану приезжал капитан Василий Леклемишев. Признавая справедливость претензий представителя русской администрации, Аюка-хан по суду своему велел тот их табун отдать Чадоржалову сыну Досану". Но последний не подчинился распоряжениям хана, тогда Аюка-хан "дал им лист, чтоб за оной табун брать им оного Досанова владенья калмык барантою". Два года спустя повторился подобный же случай с самарскими же крестьянами, по поводу чего было решено "доложа хану ваять баранту"43. В 1722 г. калмыцкий владелец Доржи Назаров обратился к Астраханскому губернатору А.П.Волынскому с письмом, что "с кулачества махмеданцов из давних лет было у нас по вере со всякого человека брали мы по два бурметя и для того хотят у нас брать баранту"44, т.е. возместить отданное. Ф.И.Леонтович, изучавший обычное право монгольских народов, также подтверждал право племянников по материнской линии на часть наследства. Эти же примеры были отражены в статьях монголо-ойратского Уложения 1640 г.46. Баранта применялась в обычном праве и у многих народов Средней Азии и Северного Кавказа. Примеры ее существования отмечены в трудах М.М.Ковалевского и упомянутого Ф.И.Леонтовича. В 1732 г. хан Церен-Дондук в одном из писем к князю Барятинскому писал, что владелец Шоно (Шоно-Батыр)приводил тысячу кибиток и отдал ему, но когда они были в его распоряжении, Шоно "брал скотину и скарб, и сказал, что как по суду надлежит-отдам и за то, что не отдает, хозяева брали баранту". В 1736 г. Дондук-Даши совершенно официально обратился к Астраханскому губернатору Измайлову с просьбой, что, "у нас Доржикоэ Лубжа взятых лвдей и многие числи скота весною не отдал, с которых как повалите, барантою ли взять или вы чрез посланца своего оное возвратите", т.е. вопрос, не требующий судебного разбирательства, решался барантой. Через год после этого в письме хана Дондук-Омбо к Царицынскому коменданту Кольцову говорилось, что русские люди захватили двух его табунщиков и увезли и что "Ея Императорское величество изволила указать, чтоб баранты не брать". Таким образом, на баранту давали соответствующее указание или разрешение. В 1745 г. наместник калмыцкого ханства Дондук-Даши в своем письме к коменданту Еропкину сообщал, что его купцы, отправленные в Кабарду, подверглись нападению к грабежу, и что "так делать непристойно и, не объявя главным командирам, брать барантою; Далее он сообщал, что "и я вышеупомянутых своих купцов в Кабарду с письмом от себя для взятья баранту отправил". Так же он просил Еропкина написать письмо к кабардинским владельцам об отдаче баранты. При этом добавил, "ежели по вашему и по моим письмам кабардинские владельцы купцам моим баранту не отдадут, и для взятья лошадей человека не пришлют, то я уже вас и уведомлять не буду, кашыцким хлопам (холопам) отдам вволю", т.е. вопрос мог решиться вооруженным нападением. По другому случаю, в связи с иском кабардинцев, в 1760 г. им поставлено в известность, полковника Спицына, что если "справедливости не учинить правым калмыкам, баранту взять не воспрещу, что для ведома чрез сие вам сообщаю". Он же в другом письме к полковнику Спицыну писал, что татары "наших людей побили, а вы запрещаете мне с кубанских татар баранту взять". Вопрос о баранте особенно выпукло показан в отношении решения дел между калмыками и донскими казаками, между которыми, в результате пограничного или совместного проживания возникали спорные вопросы. Так, например, в 1752 г. полковник Спицын, находившийся при калмыцких делах, писал, "чтоб впредь от калмык у казаков ничего барантою взято не было и во всяких бы заходящих делах ведались судом". Но через два года после этого, от 26 октября 1754 г. за подписью сенатора графа Алексея Бестужева-Рюмина последовал указ наместнику ханства Дондук-Даши, в котором говорилось, что "при разобрании живущих на Дону калмык разсматривано быть имеет ? ежели же которым из них своего долгу по подлинному усмотрению платить будет нечим, а будущие от вас при разобрании на Дону калмык, зайсанги станут их просить на свои поруки, и в платеже признанных на них долгов в положенное время подпишутся, то и таковые к вам отпущены быть имеют, а между тем надлежит вам в таковом случае попечение возыметь, чтоб оные долги в свое время всемерно заплачены были, ибо иначе взята будет за то баранта". Далее последовали бумаги, связанные с обращением Д.Ефремова, которые говорят о том, что этот обычай существовал на протяжении длительного времени и официально служил средством разрешения конфликтов.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования