Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » О роли колокольчиков в искусстве разных народов

О роли колокольчиков в искусстве разных народов



О роли колокольчиков в древнем искусстве разных народов пишет Н. Ф. Финдейзен. Он приводит скифский материал, по описанию близкий праудмуртскому, и отмечает, что колокольчики повсеместно находились в раскопках, начиная с южного побережья и кончая Сибирью. Символический смысл колокольчиков Н. Ф. Финдейзен связывает с памятниками древнего культа. По его мнению, библейские священники имели на концах своего верхнего одеяния (палима) колокольчики. При освящении и очищении жертв, а также во время молитвы жрецы в Афинах звонили в колокольчик. В глубокой древности романские народы воздвигали жертвенники рядом со священным деревом, на котором были подвешены колокольчики. Точно также в старину для удаления злых духов дома окропляли очистительною водою под звон колокольчиков. Таким образом, колокола и колокольчики уже в древнейшие времена являлись символом очищения, предохранения и заклинания против злых духов и обязательным атрибутом всевозможных молитв и религиозных обрядов . Следует обратить особое внимание на своеобразие конкретного удмуртского археологического материала (колокольчик, как деталь шумящей подвески), так как в более позднее время функции колокольчика изменяются. Если привлечь для сравнения мордовский органологический материал, который более изучен, то из него следует, что колокольчики, бубенчики и погремушки являлись необходимыми музыкальными инструментами свадебного обряда. Они «украшали» упряжь лошади и свадебные атрибуты: посох свахи, палки стряпух, одежду свадебных чинов и пляшущих женщин, а главное, они подвешивались на шею, грудь, головной убор, на косу, рукава, пояс, сапожки невесты, чтобы металлический звук колокольчиков предохранил ее от порчи. Их «музыкальная задача» на свадьбе определялась довольно четко: создать звуковой эффект ритуальной пляски, а в сочетании с движением пляшущих звуковую полифонию . Столь разнообразные сведения о колокольчиках и бубенцах разных народов мог, приводим для того, чтобы определить функциональные особенности праудмуртского музыкального инструмента и несколько его идентифицировать хотя бы в этом плане. Вероятно, колокольчики в составе шумящей подвески из чепецких археологических находок функционировали в качестве музыкального инструмента, сопровождавшего женский танец; может быть, это был ритуальный танец, связанный с каким-либо культом. Дальнейшая судьба колокольчика, как женского инструмента, связанного с движением, танцем, прослеживается на мордовском материале. Функции колокольчика, как удмуртского музыкального инструмента, намного уже. Среди археологических находок в городище Инкар в слое X века археологом М. Г. Ивановой обнаружена отшлифованная, искусно сделанная костяная подставка для струн с пятью зарубками на ребре . При внимательном рассмотрении можно заметить, что внешний ее вид напоминает элементы звериного стиля. Какому инструменту она могла принадлежать? Вероятно, типу лютни. Но как свидетельствуют этнографические, лингвистические источники, из удмуртских струнных в средневековье был известен только крепь (гусли).
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования