Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Облик первых удмуртских газет

Облик первых удмуртских газет



Представляет интерес удмуртское издание рассказа А. П. Чехова «Белолобый», выполненное по примеру московской серии «Книжка за книжкой», которая рассчитана на детей младшего возраста. Были сохранены формат и принцип оформления серии. Но иллюстрации, сделанные для московского издания известным художником-анималистом А. Комаровым, в удмуртском издании были переведены в гравюру. При этом книга не только не стала хуже, но оказалась цельнее и выразительней. Наиболее существенной переработке подверглась обложка. Она стала контрастнее и уравновешенней по массам, так как на смену вялой трех-цветной печати и штриховому рисунку, изображающему Белолобого и деревенский пейзаж, приходит лаконизм черно-белой линогравюры, великолепно передающей настроение рассказа. Открывающий книгу уверенно и красиво награвированный «портрет» длинноухого щенка настраивает читателя на нечто необычное. Этот «портрет» не только хорошо увязан с фоном обложки, но и с заглавием, напечатанным «выворотом» по черному фону ночного неба. В удмуртском издании рисунок шрифтов выполнен заново. Таким образом, художник «Удкниги» (имя его не удалось установить), переводя рисунок обложки в иной материал, не копирует московское издание слепо. Он сумел связать изобразительные и другие элементы обложки в единое композиционное целое. Культура удмуртской книги формировалась в том же направлении, что и культура советской книги вообще, а именно на основе единства оформительских и иллюстрационных ее элементов. Правда, удмуртские издания, в отличие от центральных, выглядели скромнее из-за низкой культуры шрифта, некачественного переплетного материала. Титульные листы слабо выражали образное начало. Не велась последовательная работа над макетом. К середине 30-х годов назрела необходимость в разделении функций технического и художественного редакторов, но института художественного редактирования в «Удкниге» еще не было. Положительным началом в работе издательства к этому времени становится дифференцирование типов и видов изданий. Определяются свои форматы и способ подачи изобразительного и справочного материала в монографиях, научных трудах, учебниках. Формируются различные виды изданий художественной литературы от поэтических сборников до книг для детей. Изобразительный ряд в этих книгах начинает более точно подчиняться целям и задачам издания. Облик первых удмуртских газет и журналов запоминается своим агитационно-призывным началом. Изобразительная стихия в нем перехлестывает порой текстовой материал. Это было неизбежно в первые послереволюционные годы. И удмуртская литература, и местная графика охотно прибегают в этот период к языку и средствам фольклора, его гиперболичности. От газет-но-журнального плаката и рисунка через обложки первых книг с их лаконизмом и резко очерченными приметами социального типажа графика Удмуртии делает первые шаги к более пристальному рассмотрению поведения, характера и психологии героев литературных произведений. Национальное своеобразие удмуртского народа, его быт и традиции впервые в изобразительном искусстве воплотились именно средствами газетно-журналь-ной и книжной графики, и в этом ее непреходящее значение.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования