Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Обряд "хере" проводили отец и мать

Обряд "хере" проводили отец и мать



В свадебной разновидности "гал тялгана" обряд "хере" проводили отец и мать жениха, а ножки барака при этом держала невеста. Невеста, заходя в юрту родителей жениха, первым делом совершала два "мерглю"поклонения: трижды кланялась большой берцовой ноги барана (правой передней) и бросала в огонь очага сало жертвенного барана, называя своих предков. Жених при этом кланялся бурханам. Новобрачным гёлтонг вручал другую берцовую кость-от левой задней ноги барана в знак пожелания изобильной жизни? Сидя у двери во время свадебного "гал тялгана" жених и невеста иногда (у хошеутов) держали эту кость перед собой: невеста правой рукой за лодыжку, а жених левой рукой за бабку. У халха монголов жених должен был руками, без ножа отделить бабку.шагай" от берцовой кости. На шкуру жертвенного барана или сажали невесту (торгоуты) или использовали ее для соревнования обеих сторон-какая перетянет (дербеты). В некоторых этнических культурах тюрко-монгольских кочевников снятую ("стянутую") шкуру жертвенного животного после ритуала использовали либо как знамя, либо покрывая ею священный помост или престол, бурят, "зухели, шире" обоих значениях. У киргизов сыромятная копченая кожа "шири" использовалась для пытки наказания провинившегося. У калмыков на свадьбе после совершения "гал тялгана", "зурхачи из сидящих вокруг жертвенного костра брал голову барана и выбрасывал ее через круглое купольное отверстие в юрте"харачи", или "цагрык". У торгоутов это делалось в юрте родителей жениха, а у дербетов-в новой юрте молодых. Объяснение дает произносимое при этом благопожелание-"йорэл": "Чтобы счастье и благополучие никогда не покидало кибитку... Пусть через дымовое отверстие во всякое время будет выходить дым, пусть в очаге постоянно будет что-нибудь вариться "0". Выкидывали голову и на свадьбе у монголов-елотов. Данный любопытный обряд-составная.часть и логическое продолжение "гал тялгана". Но смысл его и значение у некоторых групп калмыков и родственных групп уже начали утрачиваться. У кадмыков-хошеутов и у торгоутов, вернувшихся в 1771 г. с Волги в Китай, произошло "снижение" ритуала до игры в первом случае среди молодежи, кто попадет в "цагрык", во втором-между женщинами и девушками со отороны невесты, кто поймает выброшенную через "оркы" голову. Как видно, ритуал "гал тялган", сложившись как. система у калмыков-ойратов, имеет в элемейтах исключительно широкое распространение и историко-культурные параллели. Очевиден переход его из родового культа в шамансшй , а оттуда в религиозный, ламаистский, с сохранением напластований предшествующих периодов. Если у калмыков естественным ритуальным животным был баран, то у императорских маньчжур в Китае шаманский ритуал жертвы небу, во многом,в частности»схожий о "гал тялган", совершался со свиньей-животным, не типичным для кочевников, но в Восточной Азии распространенным. У алтайцев-тубэларов на "тайэлга" в жертву приносилась лошадь. Таким образом, "огненный тайлган" можно рассматривать как общую историческую парадигму (образец) с переменным синтагматическим родом жертвенных животных, определяемой этически, в каждом случае. Кстати, "тай" обычно переводится как "жеребенок", видимо, именно в данном ритуале жертва коня была исходной. Дележ мяса при ритуале (у бурят элемент "хуби") проводился в соответствии с древними обычаями распределения еды и питья у тюрко-монгольсклх кочевников. По назначению ритуала "гал тялган" имеются разночтения: жертва солнцу "почитание огня очага как эмблемы солнца" , Действительно, в традиционных представлениях кочевых народов солнце проецировалось на середину юрты (место очага) через купольный крут. В других случаях фигурирует "дева теорий огня"опять же ламаистско-языческое божество.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования