Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Обычай ГЭР БУРЭХ у Монголов

Обычай ГЭР БУРЭХ у Монголов



В традиционной культуре монголов (халха, байтов, дэрбэтов, захчинов и др.) имеется обычай, уходящий корнями в глубокую древность-это "гэр бурах" (дословно "покрывать ждать 1), т.е. устанавливать новую юрту вступающему в брак сыну. Обычай этот сохраняется и по сей день, он неоднократно был зафиксирован этнотоафами во время полевых исследований в последние десятилетия. Изучение этого обычая интересно в нескольких аспектах. Во-первых, он свидетельствует о том, что в семейно-брачной структуре монголов преобладает малая семья. Во-вторыхэ анализ обрядов, сопровождающих приготовление и установку новой ярты для молодоженов (в частности, обряда устройства конического шалаша "урц") позволяет проследить древнюю символику отдельных элементов культуры. В-третьих, интересно и важно проследить, какая конструкция виты является предпочтительной. Установка виты в условиях кочевого образа жизни была особенно трудна в Гоби, где не было леса. Однако, как бы ни была сложна ситуация с лесом, каждая монгольская семья помнила о том, что имея взрослого она, надо задумываться и о жилье для него, ибо взрослый сын-наследник и продолжатель рода, со временем уйдет из юрты родителей, чтобы создать свою собственную семью. Это отражает и народная поговорка: амьд ахуйдаа хуугийн утаа харахсам (дословно "при жизни увидел бы дым из юрты сына"). Обычно родители сына не хотели, чтобы он вошел в семью невестки. Поэтому устройство жилища для новобрачных считалось одним из почетных и значительных событий в семейной традиции. По этому случаю существовал особый порядок "угощения" домашнего очага-ритуал жертвоприношения очагу (голомт мялаах), а также благопожелание каждой детали новой юрты. У разных этнических групп монголов обычай установления юрты стороной жениха имеет много сходных черт. Даже термины, которыми обозначался этот обычай, были весьма схожи: "гэр бурэх" (строить юрту), "гэрнйн бр)элгэп (установка ш покрытие юрты) и "гэрийн найр". По традиции приготовление новой юрты начиналось после сватовства сына. Родители жениха ставили в известность своих близких родственников о том, что собираются строить юрту сыну, а те по мере своих возможностей оказывали помощь в приоб-ретенш деталей юрты. Родственники заблаговременно должны были сообщить, кто из них что добавит (гэрийн нзмэр): войлок для крыши юрты (дээвэр), войлок для стенки щрты (туурга), шерсть для выделки войлока (эсгий хийх ноос) и т.п. Подготовку деревянной части юрты выполняли не только искусные мастера (дарханы), но и члены семьи жениха: они привозили дерево, сушили его, делали тооно (круг дымового отверстия), унь (жерди, которые поддерживают верхний щ»уг юрты), хана (решетчатые стены виты) и хаалга (деревянная дверь). Мастера по изготовлению деревянных частей юрты назывались в Монголии так: хаалгачин-изготовитель дверей, тооночин-изготовитель тооно, уньчин-изготовитель уни, ханачин-изготовитель хана3. Раньше тоту делали главным образом из такая юрта была легкой, крепкой, гибкой и удобной для перевозки при перекочевке. Новая юрта имела обычно не более четырех стен, причем оставляли ее недоделанной5. Информаторы старшего поколения отмечают, что самым лучшим местом проведения свадьбы и жилищем для молодых в первое время после свадьбы был конический шалаш "урц". Предпочтение ему отдавали потому, что считался более древним и традиционным жилищем, чем юрта, ее генетическим предшественником. Полагали, что женить детей в урне значит принести счастье молодым в жизни. Этот обычай соблюдали не только бедные, но и богатые. Хотя, как правило, сторона жениха ставила новую юрту полностью, но в обычаях и обрядах отражается и то, что сторона невесты также должна внести в создание жилья для молодых свой вклад. В частности, для большинства этнографических групп характерен общий порядок приготовления для новой юртр ее верхнего покрытия (ерх), войлочной двери (ууд) и опоясь ваклцих веревок. При устройстве новой юрты особое витание уделяли верхнему войлочному покрытию "ерх". Важность его видна из бытующей в народе поговорки: гзр барихад ерх эрхэм, гэр буулгахад тооно эрхэм (дословно "как при устройстве юрты важно "ерх", так при разборе юрты важно "тооно").Функциональное назначение ерх в том, что,прикрывая верхнее отверстие юрты, он защищает ее от холода и непогода, а когда он откинут, то в юрту проникает свет. Ему же приписывается символическая связь с долей, судьбой женщины, хозяйки юрты. Согласно обычаям, перед тем, как прикрепить при устройстве юрты ерх, на него сажали отца жениха, если нет отца, тогда дядю со стороны матери, и трижды его качали. Предпочтение отдавали дяде по матери. По этому случаю уместно вспомнить поговорку: усны эх-булаг, хуний эх-нагац (дословно "начало воды-родник,, а начало человека-дядя по матери"). Однако, когда орх закрывают или открывают, держать веревку от него в руках должна только замужняя женщина. В одной из народных песен об этом говорится так: Оерийн гэрээ бариач, ерхний чинь оосрыгтатая (дословно "отрой свою юрту, буду протягивать веревку"). Предпочтительный цвет веревки светлый, она выступает как эквивалент обряда вызывания счастья, поэтому делали ее из шерсти овец и верблвдов белого цвета. Известны случаи магического действия веревки, прикрепленной к ерх. Если после родов у женщины задерживался выход последа, она брала в рот веревку от ерх, пропущенную через верхнюю притолоку двери (тотго). При устройстве юрты также важную роль играло тооно. При установлении новой юрты в центре тооно завязывали хада9, подвешивали маленький мешок, в котором хранились зерна ячменя или пшеницы, а также сахиус-кусок каменной соли, комок шерсти-материальное воплощение духа юртк. При этом тооно поднимал человек, у которого год рождения по 12-летнему животному календарю совпадал с знаком года роэдения хозяина, новой юрты (ивээл жилтэй). Место соединения двух половинок тооно (хавсарга) также считалось одним из элементов юрты, его устанавливали в том направлении, где сидел хозяин в юрте.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования