Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Бесплатные автоматы азартные игровые автоматы бесплатно - village-people.ru
Главная » Фотогалерея » Осетины первой волны переселенцев

Осетины первой волны переселенцев



Осетины первой волны переселенцев, по рассказам, чувствовали себя полными хозяевами, продавали участки последующим переселенцам, в том числе своим родственникам. Однако добывание земельных угодий из покрытых лесом участков, требовавшее огромных усилий, объединяло всех в борьбе за выживание и преодоление суровых природных условий, особенно в месяцы продолжительной, холодной зимы, когда прерывались всякие связи с внешним миром. До Октябрьской революции гуджаретские осетины не знали колесного сообщения, здесь были лишь вьючные тропы. Гуджаретские осетины составляли, по одним данным, 12 небольших многофамильных населенных пунктов, однако со слов наших информаторов-старцев, мы зафиксировали у них 11 сел. В селе Мачарцхали проживали представители двух фамилий — Санакоевы и Плиевы. В селе было 24 хозяйства. В селе Цинуба проживали Хубаевы, Уалиевы, Джикаевы, Маргиевы. Десять хозяйств из двадцати принадлежали Хубаевым. Жителями Сырххъæу (Красное село) были Плиевы и Джикаевы, причем Плиевы составляли 25 дворов этого селения. Весьма многочисленным было село Гуджарет. Здесь располагались хозяйства Плиевых (20 дворов), Томаевых, Гуцаевых, Колиевых, Саулоховых, Макиевых (9 дворов), Калоевых, Джикаевых (9 дворов), Тибиловых, Гаглоевых, Битаровых, Чехоевых, Кочиевых (10 дворов). Всего же в Гуджарете насчитывалось около 150 хозяйств. В селе Одет нами было зафиксировано пять фамилий: Абаевы (их было 10 дворов), Санакоевы, Битаровы (они составляли 19 дворов), Хубаевы, а также Макеевы (15 дворов). Четырехфамильным было село Айдарово: Царестовы (9 хозяйств), Санакоевы, Гассиевы, Плиевы. В селении Гвердишобан жили Санакоевы (9 дворов), Мамиевы-Хетагуровы (12 дворов), Гаглоевы. Из 24 хозяйств села Вардеван 23 принадлежало Санакоевым и одно Тадтаевым. В сел. Цинобан мы застали следующие фамилии: Хубаевы, Валиевы (8 хозяйств), Джикаевы (12 хозяйств) и Маргиевы. Большинство жителей сел. Мачархъали составляли Санакоевы (их было 15 хозяйств). Остальные семь принадлежали Плиевым и Кочиевым. В сел. Гиптури проживали только Битаровы, их было 55 домохозяйств. Таким образом, подавляющее большинство гуджаретских осетин составляли фамилии Плиевых, Джикаевых, Санакоевых, Гассиевых и др., являющиеся выходцами из высокогорных обществ Юго-Осетии, в частности, из Дзомагского, Рокского (Рукъ), Сбийского, Урстуальского и др. Фамильные предания Абаевых, Томаевых, Маргиевых также указывают на их исход из тех же высокогорных обществ Юго-Осетии. В Гуджарети также проживали выходцы из Северной Осетии, в частности, из Туалгома: Битаровы и Калоевы происходили из Закинского ущелья, Мамиевы-Хетагуровы и Колиевы из Наро-Мамисонского. Среди переселенцев часто встречались IIлиевы. Они проживали во многих селениях, в значительном количестве дворов. По многим нашим записям со слов старожилов, Плиевы считаются первопоселенцами в Гуджарети. Это утверждал, в частности, 80-летний Абе Плиев из сел. Сырххъæу. В числе первых поселенцев числят себя и Хубаевы (сел. Цинобан); по словам 70-летнего Давида Хубаева, он и отец его родились в Гуджарети, дед — в сел. Гунухе Юго-Осетии. Семья, гонимая земельным голодом и нищетой, сначала поселилась в сел. Ортабане Карельского региона Грузии, а затем переселилась в Гуджаретское высокогорье. Давид, со слов старших, вспоминал, что до их прихода здесь большая территория леса сгорела во время пожара. На этой территории в числе других осетин поселилась и его семья. По словам гуджаретских старцев, первопоселенцы захватили лучшие плодородные участки, пришедшие позже довольствовались худшими землями. Первопоселенцы даже объявили себя хозяевами гуджаретских гор, заявляя: ам зæхх мах у (это наша земля), не допускали туда новых пришельцев-осетин или же продавали земельные участки по весьма высоким ценам. Они «забыли», что еще недавно сами были такими же безземельными и нищими. Тем не менее, Гуджаретское высокогорье в течение многих лет манило безземельных осетин из разных мест горной Осетии, став чисто осетинским регионом, где население полностью сохранило традиции, обычаи, нравы, верования своего народа. Переселение шло обычно отдельными семьями, а также родственными группами. Мои однофамильцы Калоевы, выходцы из Закинского ущелья Северной Осетии, составляют в Гуджарети патронимию, состоящую из нескольких родственных семейств. Отправляясь в поисках земель для поселения, они сначала жили в сел. Рок (Рукъ), а затем переселились в Гуджарети. Попутно отмечу, что гуджаретские Калоевы дали советскому спорту выдающегося футболиста Заура Калоева, игравшего много лет в команде тбилисского «Динамо», многократно прославляя команду в стране и на зарубежных соревнованиях. Из того же Закинского ущелья вышли гуджаретские Битаровы, оставившие на прежнем месте свое родовое село, именовавшееся Битарты хъæу. Битаровы составляли значительное количество дворов и в некоторых гуджаретских селах, что, видимо, объясняется фактом их давнего проживания на новом месте. Джикаевы из сел. Ногкау Дзомагского общества также обосновались в Гуджарети несколькими родственными семействами. Поселившись в Гуджарети, осетины годами прикладывали огромные усилия для расчистки земельных угодий из-под деревьев, корней и зарослей. Добыв таким образом земельный участок, семья становилась его хозяином. Сильные физически и умелые хозяева за короткое время становились владельцами больших земельных угодий, что позволяло продавать излишки по высоким ценам новопоселенцам или малоземельным соседям. В целом же все поселенцы нелегким трудом обеспечивали себе материальный достаток. Главными традиционными отраслями хозяйства гуджаретцев были земледелие и скотоводство. Из хлебных злаков возделывали морозоустойчивые сорта пшеницы и ячменя, дававшие отменные урожаи. Из овощных культур знали картофель, славившийся высоким урожаем и хорошими вкусовыми качествами. При советской власти здесь было 9 колхозов, занимавшихся в основном скотоводством, главным образом, овцеводством. Вспашку производили тяжелым деревянным плугом стыр гутон, в который впрягали от 8 до 10 быков; на крутых горных склонах для вспашки использовали и традиционный плуг дзывыр с железным наконечником, в него запрягали двух быков. Широко практиковался цæдис (супряжество), при котором соединяли рабочий скот и сельскохозяйственный инвентарь нескольких дворов. Молотьбу производили молотильной доской чеури общезакавказского типа, сделанной, как и указанные пахотные орудия, местными мастерами. В чеури запрягали двух волов или двух лошадей. Молотьбу производили обычно на окраине села. Хлеб очищали путем выбрасывания деревянной лопаткой зерна по ветру. При этом обращались к покровителю ветра Галагону, говоря: «Дымгæйы бардуаг, дымгæ рауадз, æмæ дын аргæвддзыстæм сырх уасæг» (Владыка ветра, пошли ветер, и мы зарежем тебе красного петуха). Зерно хранили в деревянных амбарах, в емкостях разных размеров, обычно располагавшихся в закрытых помещениях для лучшей сохранности содержимого. Собственный урожай, полученный со скудных участков, обеспечивал гуджаретцев пропитанием лишь на короткое время года, недостающий хлеб они покупали в грузинских селах на равнине. Садоводством, как и пчеловодством, гуджаретцы стали заниматься только при колхозном строе. Однако главным источником благополучия гуджаретцев всегда было скотоводство. Гуджаретцы не практиковали отгонную систему содержания скота, который находился на месте круглый год. Это требовало заготовки большого количества корма (сена), рассчитанного на длительный зимний период для кормления животных два раза в день — утром и вечером. В стадах преобладал мелкий рогатый скот — овцы и козы; разводили также коров, быков, буйволов; в хозяйствах было много лошадей. Дополнительным источником дохода гуджаретских осетин была продажа саженого леса, главным образом в Ахалкалаке, куда его доставляли на быках (волах). Интерес вызывает новейшая топонимика региона, в которой отразилась хозяйственная деятельность осетин. Пользуясь десятилетиями земельными угодьями (пахотными, пастбищными, сенокосными), а также лесными участками, они дали им свои названия. Приведем некоторые из них: Кънйазты зæхх, Княжеская земля — большой сосновый лес, Хъомдарæн цæгат — Северные стойбища скота, Хуссары хоскæрдæн — Южный сенокосный участок, Хъомдарæн — Место для содержания крупного рогатого скота, Хоскæрдæн — Сенокосные угодья и т.д. Село Сырххъæу (Красное село) получило свое название от красных камней, из которых здесь якобы было сложено святилище св. Георгия. Кстати, гуджаретские осетины считают, что слово «Гуджарет» происходит от турецкого «Гурджи гет», что означает «уходи, грузин». Турецкими словами считают Боржоми, Карели и др. Возвращаясь к хозяйственным занятиям, отметим, что значительное развитие у гуджаретских осетин получило отходничество, обычно летом, в свободное от домашних занятий время. Молодые люди, выезжая в грузинские районы, нанимались для работы на кукурузных полях, плотничали, строили дома, хозяйственные постройки и т.д. Обусловленную плату получали обычно натурой. Первоначальное жилище гуджаретских осетин, по сохранившимся находкам, очень напоминает подземные жилые постройки древних иранцев юга России. Подземный дом — зæххы бын хæдзар — состоял из двух помещений с глухой стеной и отдельными выходами: одно помещение было жилым, в другом содержались животные. Со слов гуджаретских старцев, они долго не расставались с таким жилищем. Позже начали строить другой тип жилища — хъæдын хæдзар (деревянный дом). В центре главного помещения был открытый очаг типа грузинского «ердо», который делил жилое пространство на две половины — мужскую (правую) и женскую (левую). Через ердо спускалась надочажная цепь, по традиции почитавшаяся домочадцами. В главном помещении ердоджын хæдзар (помещение с очагом), готовили и принимали пищу, устраивали семейные торжества, выполняли мелкие работы и т.д. Оно служило спальней для семьи. В конце XIX века в жилище гуджаретцев произошли важные конструктивные изменения. На смену очагу пришла русская жестяная печка, почти тогда же сосновые лучинки, служившие для освещения, были заменены керосиновой лампой. В целом дома, которые мне довелось видеть в Гуджарете, были добротные, большей частью дореволюционной постройки, городского типа, с большими окнами, дверьми; в некоторых имелись веранды. Почти единственным стройматериалом здесь служил лес, из которого делали все жилые и хозяйственные постройки, ограды дворов и усадеб. Двухскатные крыши жилищ были покрыты дранкой. Наряду с предметами городской мебели, в домах гуджаретских осетин встречались предметы традиционной обстановки: кресло къæлæтджын бандон для главы семьи, длинная тахта со спинкой даргъ бандон, низкий столик на трех ножках фынг и др. Многие предметы домашнего обихода и утварь были домашнего изготовления. Сделанные из дерева, они украшалась красивейшим орнаментом.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования