Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Осетины семинаристы

Осетины семинаристы



Однако он не меньше переживал за судьбу своего народа, о чем свидетельствуют многочисленные факты. Г. Баев радовался каждому успеху осетин в области просвещения и культуры, в решении социально-экономических проблем в пользу беднейших слоев населения. В 1896 г. в статье «Отрадное движение», опубликованной в газ. «Терские ведомости» (№ 44), он отмечал, что из всех горских племен Кавказа наиболее глубокие корни просвещение пустило среди осетин, прежде всего трудами «Общества восстановления православия на Кавказе», которое за последние 30 лет открыло целый ряд школ в Северной и Южной Осетии. С самого начала преподавателями были осетины-семинаристы. Своим серьезным отношением к делу они высоко поставили в глазах народа идею просвещения, вследствие чего население с охотою строило здания школ, разводило при них сады, поддерживало их, принимало на свое содержание учителей. В то же время все свои труды «Общество восстановления православия» обращало на осетин-христиан; магометане же оставались до последнего времени без школ... Теперь и магометанские селения начинают просыпаться». Баев с большим удовлетворением сообщал, что по инициативе сельчан и на их материальные средства в ряде мусульманских сел (Беслан, Эльхотово, Заманкул) открылись светские школы. Далее указываются конкретные лица, ставшие основателями школ в упомянутых мусульманских селах, например, в Беслане таким оказался простой горец Гаха Гутиев, который «безвозмездно уступил под школу свой каменный дом с большим двором и другими постройками. Совет общества назначил учителя и дело пошло». Здесь автор особо отмечает, что «к стыду своему» мусульманское население Беслана отнеслось к школе Гаха сначала враждебно, но «время берет свое. Люди, находящиеся в темноте, всегда будут стремиться к свету». В том же году и в той же газете Г. Баев вновь возвращается к этой теме, отмечая открытие школ во всех осетинских мусульманских селах при активном участии и материальной поддержке самого населения (8). В целом, распространение школьного образования среди осетин и других горцев региона становилось в его работах главной темой на протяжении многих лет. Вот и теперь в статье «Школьные капиталы Терской области», опубликованной в 1901 г. в газ. «Новое обозрение» (№ 5900), говоря о значении просвещения для приобщения горцев к русской гражданственности и культуре, он критикует местную администрацию за то, что накопленные денежные средства от населения в виде штрафов «лежат мертвым грузом», не используются для открытия школ в горских аулах. Зная, что в них население находится в темноте и невежестве, растут грабежи, разбой. Г. Баев отмечает, что осетины выделяются среди других горцев региона тто достигнутому ими за 30 лет значительному охвату начальным образованием, резюмируя: все культурные успехи осетинам дала общеобразовательная начальная школа. Как отмечалось, большая заслуга Г. Баева издание им поэмы Ал. Кубалова — «Ӕфхæрдты Хæсанæ», о чем узнаем из его статьи, вышедшей в 1895 г. в газ. «Терские ведомости» (№ 33), где дается история появления поэмы и ее краткое содержание. Автор, в частности, писал: «Под скромным заглавием «Ӕфхæрдты Хæсанæ» была вручена нам рукопись старинного сказания, написанная на осетинском языке Ал. Кубаловым из Батакоюрта. В этом селении жил известный всей Осетии певец народных сказаний слепой Бибо Дзугутов, скончавшийся несколько лет тому назад в очень преклонных летах, после долголетней скитальческой жизни. Он исходил всю страну осетин и повсюду услаждал в дни праздных торжеств своим пением старинных сказаний народные массы... Песни его передаются из уст в уста и поныне, некоторые из них были даже записаны его слушателями. К числу таких произведений относится предлагаемое здесь сказание «Ӕфхæрдты Хæсанæ». Здесь автор допустил ошибку, ибо поэма Ал. Кубалова, как показали исследователи в недавнем ее новом превосходном издании (9, с. 90), является не фольклорной записью, а авторским сочинением. «Центр сказания, пишет далее Г. Баев, — кровная месть, ужасный обычай, исчезающий малопомалу из современной жизни горцев...». Как бы то ни было, поэма «Ӕфхæрдты Хæсанæ» Ал. Кубалова, одного из выдающихся представителей старого поколения осетинской интеллигенции, первое крупное поэтическое произведение на осетинском языке. Юрист по образованию, он известен и другими своими поэтическими и прозаическими работами. Очень обидно, что этот талантливый человек и большой патриот своего народа стал жертвой репрессий в 1937 г. (10). Не могу не вспомнить здесь и слова В.И. Абаева, сказанные в личной беседе, о том, что появление поэмы «Ӕфхæрдты Хæсанæ» Ал. Кубалова почему-то прошло мимо внимания Коста Хетагурова, не нашло у него доброго слова. Можно только полагать, говорил ученый, что поэт взыскательно подходил к оценке достоинств эпической поэмы Ал. Кубалова. Был ли последний лично знаком с Коста, нам не известно.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования