Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Отношение зрителя к удмуртскому театру

Отношение зрителя к удмуртскому театру



Вместе с тем отношение к театру нового типа среди разных слоев населения, притом как удмуртского, так и русского, было неоднозначно. Некоторая его часть категорически выступала против постановок спектаклей. Некая особа, Марка, русская по национальности, из д. Кучыран Алнашской волости, узнав, что поставлен удмуртский спектакль, угрожала: «Кто разрешил ставить спектакль? Я сейчас всех вас ломом по голове...» Во время спектакля «Югыт сюрес вылэ» в Уве-Тукле некий богатый человек устроил в клубе скандал из-за того, что в представлении участвовали девушки. От страха они перестали посещать не только драматический кружок, но и школу. На помощь им пришел КП. Герд. Бывая с девушками на посиделках, беседуя с ними, ему удалось вновь привлечь их в Кружок. Девушки из д. Кара-шур попали в немилость у своих подруг из-за того, что играли в спектаклях . Наблюдались случаи, когда за посещение спектаклей родители зверски избивали своих детей . Из-за неграмотности, неподготовленности к восприятию нового вида искусства очень предубежденным в ряде мест было отношение к театру и актерам людей пожилого возраста. Клубы, в которых ставились спектакли, они называли «Шайтан корка» («Дом беса, дьявола») , актеров — «шайтанами». Старики д. Подгоры Сарапульского уезда заявляли, что посещение театральных представлений является великим грехом и того, кто посмотрит спектакль, на том свете заставят лизать сковородки. Чтобы массы могли наслаждаться искусством, мало было создать театр. Только подъем общего культурного уровня мог служить почвой для интенсивной художественной жизни общества. В. И. Ленин в беседе с К. Цеткин осенью 1920 года говорил: «Для того, чтобы искусство могло приблизиться к народу и народ к искусству, мы должны сначала поднять общий образовательный и культурный уровень» 44. Большинство зрителей первых послеоктябрьских лет не могли даже читать и писать, поэтому говорить об их общей культуре не приходится. Но надо признать, что весьма туманное или ошибочное отношение к театру имели и те люди, которых объединяло искреннее желание безраздельно служить своим творчеством революции. К их числу принадлежит, в частности, и К. П. Герд. Горячо приняв новый театр, он уже в 1923 году, то есть спустя всего четыре с половиной года после его возникновения, изменяет многим своим прежним взглядам и утверждает, что «театр начал хиреть и почти близок к смерти»45; будто он вырос искусственно и был навязан массам, отвечая лишь на нужды интеллигенции, а потому народная масса его дескать не любит; что театр якобы оторван от непосредственного народного творчества, к которому удмурты были привязаны веками. А раз так «вместо интеллигентного городского театра, непонятного и не прививающегося массам», нужно вернуться только к традиционному театру в его первичном виде, обновив лишь его содержание46. С целью изучения вопроса об отношении зрителя к удмуртскому театру в 1924 году драматическая труппа Центрального клуба во главе с Сугатовым предпринимает специальную поездку по нескольким глухим деревням Завьяловской волости. Вначале население отнеслось к артистам явно враждебно. Но стоило с людьми поговорить на родном языке о существе дела, как их отношение резко изменилось. Так, в д. Кены для зрителей (а их было около 300) явился настоящим откровением тот факт, что вечер и спектакль проводились на удмуртском языке. А. И. Сугатов делал вывод:, народ чувствует и понимает удмуртскую культуру, но в те же время нельзя отрицать и того явления, что среди населения есть люди, которые вследствие неграмотности не понимают искусство и потому отрицают его.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования