Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Подчеркнутая простота удмуртского рисунка

Подчеркнутая простота удмуртского рисунка



Подчеркнутая простота рисунка, тяготение к фронтальности композиций заметно отличают эту серию от других работ художника. Стилистика листов сложилась под непосредственным воздействием художественных традиций удмуртов и особенностей их народного искусства. Это первый пример проникновения в национальный характер удмуртского народа и его миропонимание большого русского художника. Наблюдения другого русского современника И. С. Ефимова, В. В. Лебедева, помогают осмыслить тот путь, который предстояло пройти художникам-удмуртам в процессе становления профессионального искусства. Этапы этого движения он анализирует, изучая как и что рисуют удмуртские школьники, дети и подростки сегодня. Их творчество надолго приковывает к себе внимание ученого. Первое, что отметил исследователь, это увлеченность, с которой отдавались рисованию удмуртские дети. На уроках в школе они могли рисовать что им нравилось и начинали занятия с композиций чисто орнаментального характера. Это и понятно, так как в народном декоративно-прикладном искусстве удмуртов преобладает геометрический орнамент. Затем, по просьбе учительницы, дети переходили к изображению деревьев, зверей, рыб и птиц. И тут обнаруживалась важная закономерность: растительные и животные мотивы они переводили на язык орнаментики, знакомый им с ранних лет. Пройдя через этот этап, ученики рисовали растительные мотивы уже иначе, ближе к природе, но пользовались при этом сложно ветвящейся, ритмически изысканной линией. Собственно композиция, то есть изображение предмета с ветвью и рамки — следующий этап, когда художественное мышление детей поднимается до понимания закономерностей изобразительного творчества. Их начинают увлекать явления окружающего мира как таковые, и для воссоздания их они сознательно пересказывают свои впечатления то в виде линейного рисунка, то рисунком, напоминающим мозаику, организуют изображение в определенном формате и на данной плоскости, ограничивая его поле особой рамкой. Резюмируя свои наблюдения, В. В. Лебедев пишет: «Каждое из поколений... школы было как бы поколением истории, тот процесс художественного роста, на который народы от истории получали века, здесь мерился короткими удмуртскими зимами»8. Этапы, о которых идет речь, есть те необходимые стадии развития художественного мышления, без которых невозможно развитие профессионального искусства, индивидуального художественного творчества. В замечательных рисунках удмуртских школьников видна была, как отмечает В. В. Лебедев, «...громадная культура человеческой руки, доведшая искусство пера до виртуозности»9. И это тонкое чувство линии, декоративные качества рисунка составляли важное достояние художественной культуры. Не менее ценно в художественном наследии умение обычному, простому придать «...необыкновенный, играющий вид»10, соединение реального и фантастического в самом изобразительном мотиве.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования