Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Погребально-поминальный ритуал удмуртов

Погребально-поминальный ритуал удмуртов



Погребально - поминальный ритуал удмуртов явление довольно древнее и сложное. Среди множества поминок в честь умершего особое место занимают последние поминки вал сюан (дословно: свадьба коня), которые позднее у южных удмуртов стали называться йырпыд сётон (дословно: давание головы ног). Достаточно полное этнографическое описание этого обряда сделан . Что касается танца, то он, как и обряд в целом, выполнял функцию магического оберега, охраняя живых от гнева умерших предков. Они, по представлению удмуртов, могли наслать на живых разные несчастья. Обеспечить доброе расположение мертвых можно было, совершив в их честь жертвоприношение животного (коня мужчине, корову женщине), исполнив для них при свете восковой свечи или костра специальные песни, пляски. Старики и старухи под звуки старинных удмуртских мелодий выходили друг за другом и начинали плясать вокруг короба с костями жертвенного животного. Когда кто-нибудь из окружающей толпы спрашивал, для кого они пляшут, ему называлось имя умершего. После стариков выходила плясать молодежь. Следовательно, главная роль в совершении обрядовых действий и плясок отводилась старикам. Такая возрастная последовательность наблюдалась и в круговой пляске свадебного обряда , что отражало, очевидно, принцип родовой организации удмуртов. Основное место в обряде йырпыдсётон занимал культ коня, поэтому танцевальные действия группировались вокруг короба или лукошка с костями жертвенного животного. С песнями, возгласами под звон колокольчиков все участники обряда двигались вокруг короба, изображая лягающихся лошадей. Одному из мужчин, изображавшему коня, на шею вешалось лукошко с черепом и костями, и он скакал на палке впереди процессии, лягался, ржал 36. Эти танцевально - пантомимические действия можно расценивать, как следы древнейших форм хореографии тотемичёских плясок, которые строились на подражании повадкам животных. Следы тотемизма проявляются, на наш взгляд, и в пляске, совершаемой перед отъездом «свадебного поезда» с лукошком на место жертвоприношения. «Кожа жертвенной лошади расстилается на земле и на ней начинают плясать и петь песни. После этого все отправляются на языческое кладбище под звуки бубенчиков и пение свадебных песен» . Известно, что различные части тела «ости, зубы, рога, шкура животного - тотема служили оберегами для людей; Можно предположить, что пляска на шкуре жертвенной лошади оберегала живых от мертвых, с которыми нужно будет общаться на месте жертвоприношения. Особенность обряда вал сюан состоит в том, что он как бы отражал настоящую свадьбу, что подтверждается, в частности, направленным движением участников обряда вокруг лукошка. Все пели, «двигаясь по кругу против солнца» . Против солнца объезжали кладбище на Жертвенной лошади. В свадебном же ритуале хороводный круг двигался по солнцу. По - видимому, разные направления движения по кругу выполняли различные функции, которые сегодня уже забыты.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования