Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Последующий обряд разделения волос

Последующий обряд разделения волос



Последующий обряд разделения волос невесты и ее переодевания в костюм замужней женщины имели сложную семантику. Как известно, волосы и платье имеют особое магическое значение у многих народов. У калмыков считалось, что волосы имеют непосредственное отношение к жизненной силе и "сжечь волосы – все равно что сжечь себя". До ХУШ в. существовал древний обычай заплетать девушке несколько кос, вполне вероятно, что этот обычай аналогичен с сохранявшимся до недавних пор у дербетов МНР, имеющих единое происхождение с калмыцкими, обычаем заплетать косички согласно количеству братьев (т.к. девушка считалась носительницей их жизненной силы). Таким образом, носившая несколько кос девушка - калмычка, вполне возможно, была носительницей жизненной силы братьев. А после замужества девушка становилась хранительницей жизненной силы мужа и своей жизненной силы - поэтому замужней женщине заплетали две косы (из многих - до ХЛ1 в., а с более поздних времен - из одной косы). Числовая символика перехода от одного к двум продолжается и в женском наряде: традиционное платье девушки "биизе" сменяется двойным платьем замужней женщины:, поверх платья "терлг" одевалось платье, без рукавов "цегдг". "Биизе" имело сложную орнитозооморфную семантику: крой платья, такой, что рукав символизировал ногу марала, а отделка рукава бахромой по внутреннему шву "превращает" рукав в птичье крыло. Эта совмещенная символика в платье, замужней женщины членится. Терлг продолжает нести зооморфную символику, а развивает орнитоморфную. Социальное оформление женщины в ее новой роли завершалось наречением ее новым именем. В целом обрядовый комплекс свадьбы един для всех субэтнических групп, различия заключаются в основном в компоновке обрядовых действий, их фонологической последовательности и протяженности. Из отдельных обрядовых действий бросается в глаза обычай ритуального танца матери жениха, сохранившийся только у дербетов до настоящего времени. Танец исполняется в широких белых штанах. Эти штаны - почетный дар невесты своей свекрови. Приняв его, она исполняет шуточный танец, а находящиеся вокруг гости подбадривают ее и прославляют ее. В калмыцкой свадьбе отразились и символика родин и символика похорон, поскольку мировоззрение свадебного ритуала наиболее емко и основные традиционные представления проявляются в нем наиболее полно. То есть различные обрядовые компоненты свадебного, ритуала иллюстрируют различные стороны традиционного мировоззрения. В этом смысле можно сказать, что калмыцкая свадьба является не только "окном в социальную жизнь" народа, но и обрядовым атласом, наиболее полно и подробно иллюстрирующим традиционные представления.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования