Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Предмет специального этнографического анализа

Предмет специального этнографического анализа



Процесс редукции изменил обряд не только в количественном (количество составляющих элементов), но в качественном отношении (нарушились и изменились связи элементов, возникли новые). Многие элементы выпали из пбртмаськона вообще, а некоторые подверглись синонимической замене. Например, исчезли маски, купировался эпизод «свадьбы» Осени и Зимы, ряжение в шкуры животных заменилось праздничными национальными одеждами. Синонимической замене подверглись не только форма, но и содержание пбртмаськона, которые эволюционировали вместе с его социальной функцией. Насколько равномерно происходили эти изменения, установить точно сегодня практически уже нельзя. Однако можно представить модель процесса развития пбртмаськона, если сравнить его формы с эволюцией аналогичных обрядов, как на Мартынов день (10 ноября) у эстонцев и шорыкйол у марийцев. Но это уже предмет специального этнографического анализа. Мы же заострим свое внимание на таких общих чертах этих обрядов, как обход дворов ряжеными с песнями, ряжение анимистического характера, маски. Ряжение отражает и анимистические представления, и былые магические функции обрядов. Так, X. Тампере указывает, что эстонцы начало зимы считали обычно с Мартынова дня. Период времени между концом старого и началом нового хозяйственного года был частично или полностью посвящен поминовению душ умерших. Существовало верование, что умершие посещают в эти дни своих близких в их жилищах. Их принимали как гостей, ставили для них в определенных местах пищу, по большей части кашу. Пбртмаськон не содержит прямых свидетельств о моментах обрядов поминовения душ умерших, культа предков. Однако П. К. Поздеев и А. Н. Голубкова считают, что эта его функция некогда существовала, но постепенно отмерла . Версия П. К. Поздеева о том, что ряженые представляли собой пришедших на праздник духов предков, подтверждается следующим, на первый взгляд, незначительным фактом. Перед началом пбрт-маськона его основные «актеры» вместе с блюстительницей обряда (нерге утись) собирались в одном из домов и готовили «темы», тексты для импровизаций в каждом доме деревни. Отсюда можно сделать вывод о том, что они были осведомлены о благих делах и прегрешениях всех членов семьи, и все это высказывалось в импровизируемых сценках и песнях. От мира сельской общины ряженых «отличали» и такие детали обряда, как пение на «непонятном» языке (как правило, это тексты с употреблением татарских, русских слов), внесмысловые восклицания и т. п. "К этому же ряду можно причислить и маски пбртмаськона из бересты и кожи, которые были схожи с шаманскими атрибутами обских угров (ханты и манси), с погребальными масками поволжских финнов. Однако анимистические маски могли олицетворять «е только «оживление» предков, но символизировать духов покровителей рода или группы родов, связанных между собой общин-но-земледельческими или семейно-родственными отношениями, ибо у финно-угорских, как и у многих других народов, существовали тамги символы покровителя рода. В текстах песен, равно как в ритуале пбртмаськона, нет даже намеков на такую символику.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования