Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Проблема взаимодействия финно-угорской традиции со славянской и тюркской

Проблема взаимодействия финно-угорской традиции со славянской и тюркской



Особый вопрос, который ждет своего разрешения, проблема взаимодействия финно-угорской традиции со славянской и тюркской. Рассматривая гусли Запада и Востока в свете «конвергентной» теории их происхождения, предложенной , нам кажется логичным предположить существование общего цитровидного прототипа у финно-угров, который, очевидно, был вытеснен инструментами полуовальной формы в результате этнокультурных контактов финно-угров Поволжья и Прикамья с тюркским и славянским миром. При этом «азиатский» компонент, по-видимому, сильнее всего сказался в развитии гуслей поволжских народов, в том числе и удмуртского, которые стали, в известном смысле, преемниками музыкальной культуры Волжской Булгарии, имевшей вплоть до XIII в. н. э. тесные экономические и культурные связи с цивилизациями Востока. У прибалтийских же финнов (карел, вепсов, эстонцев), балтов и славян Псковско-Новгородского региона с середины I тыс. до н. э. происходила своеобразная «диффузия» гусельной культуры. Поэтому скорее всего крыловидные русские гусли сложились под доминирующим влиянием кантелевидных инструментов. При историко-стадиальном рассмотрении данных вопросов возникает необходимость выяснить, когда и с чьей стороны этнокультурное влияние на удмуртские гусли было преобладающим. Но бесспорно сегодня одно: загадочный феномен крезь является частью общей проблематики взаимодействия музыкальных культур славянского, тюркского, финно-угорского и среднеазиатского миров. Исследование удмуртского материала может пролить свет на многие неясные стороны этого взаимодействия, в том числе и на проблему происхождения гуслевидных инструментов. Таким образом, удмуртский музыкальный инструментарий явление исторически многослойное, синкретическое, синтезирующее разнообразные формы традиционной культуры удмуртского народа. Инструментальная культура имеет как общие признаки, свойственные всем финно-угорским народам, так и особенные, характерные только для данного этноса. Народные музыкальные инструменты удмуртов ныне известны в основном людям старшего поколения. Вместе с тем онн начинают достаточно широко использоваться в возрождающихся традиционных и современных национальных обрядах и праздниках. К ним все чаще стали обращаться как самодеятельные, так и профессиональные творческие коллективы. Среди них фольклорно-этнографический ансамбль Удмуртского государственного университета «Чипчирган», ансамбль Удмуртского культурно-просвети-тельного училища «Зангари», Государственный ансамбль песни и танца «Италмас». В культпросвет училище осуществлена реконструкция удмуртского крезя. Этот творческий поиск энтузиастов должен быть всемерно поддержан и обеспечен соответствующей научно-теоретической базой. Как следует переносить из прошлого в настоящее традиционные инструменты? Как документ эпохи, скрупулезно реставрированный в колбе? В качестве «модернизированных», пригнанных под шаблон профессионального искусства моделей? Время решит эти вопросы, если, разумеется, не допустить полного разрушения традиционно-бытовой культуры. Главная задача, на наш взгляд, заключается в том, чтобы сохранить саму тягу к творчеству среди широких слоев народа, сберечь, прежде всего, устную традицию и на этой основе .воспитать новые кадры народной культуры. Возрождение культурного наследия прошлого должно всемерно содействовать перестройке современной социалистической культуры, создать альтернативные «массовой культуре» формы. Очень важно, чтобы фольклор не остался только модой, ибо «это порождает спекулятивное к нему отношение». Многим насущным вопросам времени созвучно традиционное народное творчество: это и проблема стирания культурно-бытовых различий между городом и деревней, и проблема «информационного загрязнения» среды, и проблема контрпропаганды и многое другое. Сегодня уже достаточно очевидно, что подлинный фольклор всегда современен.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования