Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Просвещение удмуртов Вятской губернии

Просвещение удмуртов Вятской губернии



В просвещение удмуртов Вятской губернии большой вклад внесли общественные деятели. Вятский статистический комитет наряду с изданиями научного и религиозного характера, посвященными удмуртам, в 1897 году напечатал азбуку для удмуртских детей «Лыдзон», составленную историком и этнографом Н. Н. Блиновым. В 1873 году он же выпускает новый учебник — «Наглядную азбуку», получившую на Всемирной выставке в Вене почетный отзыв, но запрещенную цензурой Книгопечатание на удмуртском языке постоянно испытывало на себе давление церковной и светской цензуры. Условия для его развития были трудными, и определенный успех в издании учебников и книг научного характера явился результатом усилий подвижников, людей прогрессивных убеждений. Своеобразным переворотом в издании учебно-педагогической литературы для удмуртов явился «Наглядный русский букварь и первая книга для чтения и практических упражнений в русском языке для инородцев», выпущенный на удмуртском языке в Казани в 1907 и 1908 годах. Автором его был удмуртский просветитель И. С. Михеев. В книге реализован самый современный опыт по обучению детей русскому языку. Она представляет собой увлекательный и понятный рассказ о жизни деревенского мальчика Коли и его друга Миши, которые с помощью сельского учителя осваивают грамоту, совершают прогулки в лес и в поле, беседуют о природе и окружающем мире. Наконец, когда Коля становится взрослым, он поступает в учительскую семинарию, чтобы тоже работать с детьми. Характерно, что в своей книге И. С. Михеев поместил портрет и статью об известном ученом и православном христианском деятеле Н. И. Ильминском, который, выступая за просвещение инородцев, считал необходимым начальное обучение детей вести на родном языке2. Таким образом, И. С. Михеев давал своим ученикам определенное представление об общественной жизни, хотя и делал это с позиций либерально-просветительских. Называя свою книгу «Наглядный русский букварь...», автор тем самым подчеркивал основной принцип методики обучения. Действительно, в ней имеется обильный изобразительный материал, и этим она разительно отличается от, учебников, изданных для удмуртских детей раньше. История главных действующих лиц книги не только рассказывается, но и показывается, и потому ее рисунки могут считаться своеобразным иллюстрационным циклом. Автор этих рисунков неизвестен, но он, несомненно, хорошо знал быт удмуртской деревни. Непритязательные жанровые картинки, которыми является большинство рисунков, дополнены изображениями отдельных растений, животных и предметов, не имеющих сюжетного характера. Есть в этой книге и репродукции с картин известных русских художников «Грачи прилетели» А. Саврасова и «Урок в сельской школе» Н. Бог-данова-Бельского. Таким образом, книга выполняла еще и культурническую функцию. Изобразительный ряд ее сложен и состоит из нескольких разных по значению элементов. Если подходить с современных мерок, то он может показаться несколько перегруженным, но для того времени это издание, выполненное на хорошем полиграфическом уровне, было совершенно исключи, тельным по уровню методики.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования