Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Русская драматургия

Русская драматургия



В первые послереволюционные годы художественно полноценных пьес местных авторов было еще мало, поэтому большое место в репертуаре драмколлективов занимают переводные пьесы, в том числе русская классика. Наиболее популярными пьесами являлись: «Не так живи, как хочется» А. Н. Островского (перевод Б. Садакова), «Первый винокур» Л. Н. Толстого (перевод И. Яковлева), «Его сиятельство» Л. А. Покровской (перевод Д. А. Майорова), «Две правды» С. Лукина (перевод А. К. Ки-рилловой), «Ваня-большев"ик» О. А. Михайлова (перевод К. П. Герда). Русская драматургия привлекала самодеятельные коллективы жизненной правдивостью, высокой идейностью, художественными достоинствами. Для актеров-любителей она была школой мастерства, школой жизни. Вместе с тем опыт русской театральной культуры не всегда ими использовался творчески. В ряде мест, как свидетельствуют документы, они механически копировали игру русских коллег, и это отрицательно сказывалось на качестве спектаклей. В итоге охлаждение зрителя к ним. Особенно безразличным к русской классике оставался сельский труженик , который не был готов к восприятию сложного, малопонятного материала. Эпизодические объяснения содержания пьес перед началом спектаклей, что широко практиковалось в те годы в советском сценическом искусстве, не могли полностью решить этой проблемы. Требовался подъем общей грамотности, культуры населения. В спаде зрительского интереса к русской классике в известной мере повинна, на наш взгляд, и местная периодическая печать, откликавшаяся чуть ли не на каждый спектакль. Среди ее материалов появлялось немало статей, рецензий, в которых неверно оценивались произведения русской классики. Вот как, например, отзывался в 1919 году критик, писавший под псевдонимом «Комар» о драме А. Н. Островского «Бесприданница»: «Как ни хорош Островский, как драматург, как ни понятен он массам по законченности в обрисовках типов, тем не менее некоторые его произведения не совсем соответствуют духу времени. К таким произведениям, по нашему мнению, принадлежит и его драма «Бесприданница»... В настоящее время у нас власть пролетариата, а между тем один из героев пьесы, Паратов, торжественно заявляет: «Теперь власть буржуазии, власть капитала...» Тот же автор в рецензии на спектакль «Гроза» по пьесе А. Н. Островского, поставленный в 1920 году в Народном доме в Ижевске, писал: «Драма эта признавалась одним из лучших произведений русского драматурга-бытописателя и пользовалась вполне заслуженной известностью. Но в настоящее время, когда совершилось перерождение общества, от нее веет такой плесенью и затхлостью, что как будто отворили перед человеком какой-то могильный склеп, откуда ему в лицо пахнуло гнилым, удушливым запахом... Катерина с ее стремлением ввысь, с ее нравственными страданиями от разлада между «долгом» и вполне естественным чувством физического влечения к Борису кажется просто психопаткой. Кулигин, этот любитель природы, приходит в телячий восторг от каждой былинки, травинки, от солнечного заката и т. п. просто глупый мечтатель» . Давая оценку комедии Н. В. Гоголя «Женитьба», поставленной приезжей труппой, обслуживающей красноармейцев, «Ижевская правда» писала: «Мы не можем не выразить удивления, почему именно... труппа артистов-профессионалов выбрала эту пьесу, а не другую, более классическую, если им захотелось воротить давно вымершие типы? Очевидно, ижевская публика показалась им чересчур малоразвитой и не стоящей более лучшей пьесы» . Естественно, подобная критика не только не способствовала утверждению русской классики на любительской сцене Удмуртии, но дезорганизовывала постановщиков, актеров, зрителей. Однако в целом отношение к русской драматургии было правильным и она находила достойное место в репертуаре драмкружков уже в первые послереволюционные годы и вызывала горячий отклик в сердцах зрителей. Давая оценку комедии «Свои люди сочтемся» А. Н. Островского, поставленной любителями 21 батальона в Летнем театре Ижевска в августе 1919 года, газета «Ижевская правда» писала: «И как бы стара пьеса ни была, все же, проводя небольшую параллель между прошлым и настоящим, зритель найдет и почёрпнет в ней огромную для себя пользу». Та же газета, касаясь спектакля «На бойком месте» А. Н. Островского, поставленного в 1920 году в с. Сосновка Сосновской волости, подчеркивала, что он «внес в среду местного населения много светлого и отрадного». Большое впечатление произвела на зрителей с. Якшур-Бодья драма Л. Н. Толстого «Власть тьмы», успешно поставленная местными актерами-любителями 1 мая 1920 года . К середине 20-х годов страна добивается первых значительных успехов в строительстве социализма. Эти перемены не могли не сказаться и на сценическом искусстве. Лозунговые средства агитационного театра, сыгравшие большую роль в первые годы Со-йётской власти, были уже недостаточны для систематической пропаганды идей коммунизма. А. В. Луначарский, отзывчивый к новым формам искусства и даже склонный их переоценивать, уже в 1920 году отмечал, что «не только видел, как скучал пролетариат на постановках некоторых «революционных» пьес, но даже читал заявления матросов и рабочих о том, что они просят о прекращении этих революционных спектаклей и о замене их спектаклями Гоголя и Островского!». Сыграв свою роль, агитационный театр должен был уступить место другим, более глубоким формам сценического искусства. Люди «хотели осмыслить происшедшее, поглубже взглянуть во внутренний мир того, кто совершил революцию» . В середине 20-х годов ряды советских драматургов пополняются такими именами, как В. Н. Билль-Белоцер-ковский, В. В. Иванов, К. А. Тренев, Л. Н. Сейфуллина и др. Изображая события революции и гражданской войны, они впервые выводят на сцену положительных героев, стремясь найти в их «характере черты, заложенные жизнью и развитые революцией, черты, которые могут и должны быть выявлены в образе нового человека»66. А. В. Луначарский, имея виду героев пьес этих драматургов, восторженно писал, что они являют собой «триумфальное вступление положительного типа на русскую сцену», что это были герои «новой жизни и, вместе с тем, совершенно живые люди...»
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования