Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





15 апр 2018 ... vulkan автоматы аппараты. чтобы начать играть - пона
Главная » Фотогалерея » Села в Осетии и Грузии

Села в Осетии и Грузии



Как отмечалось, кахетинские осетины селились компактно, небольшими, обычно многофамильными селами. Наши полевые материалы позволяют представить их структуру. Так, в селе Надукмари проживали 3 двора Маргиевых, 3 — Хубиевых, 2 — Икаевых. В селе Саба (Сабуе) жили Тедеевы (17 дворов), Маргиевы (1 двор), Кабисовы (1 двор). В селе Чархела жили в основном грузины-хевсуры, были лишь два осетинских двора — Хубецовых и Тедеевых. Осетинское село Думастур было многофамильным. Среди его жителей были Тедеевы (12 дворов), Кочиевы (10), Касаевы (3), Кабисовы (4), Шаулоховы (4), Ванеевы (4), Джергаевы (4), Джиоевы (8), Гассиевы (2), Битиевы (3), Сахоевы (1), Макоевы (6). В селе Ахшан жили Козаевы (10 дворов), Бестаевы (5), Ванеевы (5), Чибировы (5), Качмазовы (5), Маргиевы (2), Багаевы (2). В селе Арашенда находились хозяйства Алборовых (5 дворов), Хугаевых (б), Засеевых (4), Тамазаевых (5), Багаевых (4), Теблоевых (5); в селе Чарекаул — Хугаевых (4), Булкаевых (3), Касаевых (5), Нахиевых (6), Сотиевых (7). В сел. Къозар нами было зафиксировано более 100 дворов, в том числе принадлежавших фамилиям Хугаевых (5), Наниевых (6), Засеевых (5), Алборовых (4), Багаевых (7), Хубилаевых (6), Габараевых (8), Козаевых (7), Захоевых (10), Тамазаевых (5), Джабиевых (6). Многофамильный состав отличал большое село Арешперани. Здесь жили Джиоевы (40 дворов), Лалиевы (50), Джусоевы (40), Караевы (30), Тедеевы (60), Багаевы (45), Кусыраевы (25), Чертыкаевы (30), Елзаровы (20), Голатаевы (20), Кабуловы (15), Сопоевы (10), Пухаевы (10), Джигулаевы (90), Злигаевы (9), Джиоевы (20), Алборовы (15), Болаевы (30), Кабисовы (3), Маргиевы (5), Сиукаевы (2), Плиевы (6), Гагиевы (20), Библаевы (3), Чибировы (Цыбыртæ) (3), Гучмазовы (4), Туаевы (3). Обилие лесов в Кахетии позволяло осетинам строить жилые и хозяйственные помещения почти целиком из дерева. Из элементов традиционного жилища сохранилось лишь хæдзар (ердо-хæдзар) — общее для семьи жилое помещение; здесь находился открытый очаг с дымоходом в потолке. В углу хадзара обычно строился къæбиц — помещение для хранения семейных съестных припасов, куда имела доступ только æфсин — самая старшая в семье женщина. Наиболее устойчивым элементом материальной культуры оказались традиционная пища и напитки, не подвергавшиеся изменению. Это знаменитые осетинские пироги с начинкой из сыра, мяса, картофеля, капусты и др., осетинское пиво. Одежда кахетинских осетин оказалась менее устойчивой к изменениям, потеряв многие традиционные черты. Горский мужской и женский костюмы почти не сохранились в прежней форме, оказавшись вытесненными покупной городской одеждой. В то же время горец редко расставался с бешметом, кинжалом на тонком кавказском поясе, папахой, некоторыми видами обуви к этому костюму. Из семейной обрядности наибольший интерес представляют свадебный цикл, похоронные и погребальные обряды. Естественно, брак был экзогамный, редко роднились даже члены æрвадæлтæ — патронимии второго порядка. Распространенным явлением были межнациональные браки, в основном с грузинами-имеретинами. При заключении брака социальное положение и знатность рода (фамилии) не учитывались. Плата за невесту — ирæд (выплачивалась деньгами, скотом и ценными вещами) была сравнительно небольшая; видимо, этим объясняются редкие случаи умыкания. Заключению брака предшествовало сватовство. В дом невесты посылали трех авторитетных мужчин, сватов — минæвæрттæ, которым нередко приходилось совершать несколько визитов для выполнения своей миссии. Между заключением брака и свадьбой иногда проходило много времени, так как обе стороны усиленно готовились к свадьбе, которая непременно приурочивалась к осеннему празднику Джиуоргуба. С окончанием всех сельскохозяйственных работ в хозяйствах было изобилие различных продуктов и напитков. Немало времени уходило на подбор дружков жениха. Это были: къухылхæцæг (шафер), хистæр уазæг (старший гость), нымæттухæг (скатывающий бурки), галтæскъæрæг (погонщик волов). Свадьбы были многолюдными. Гости съезжались почти со всех осетинских сел, приглашали также соседних грузин. Женщины несли в дом жениха хуын — кур, заколотых поросят, три пирога, пиво, араку. Мужчины давали деньги, кто сколько мог. За столом сидели по старшинству, мужчины и женщины отдельно, тосты произносил самый старший, соблюдая строгую последовательность: тост за бога Хуыцау и св. Георгия Уастырджи, за здоровье молодых, за здоровье их родителей, за святых, которым молились родители молодых, за здоровье жителей населенного пункта, откуда вышли молодые, за здоровье тех, кто хорошо относится к этому торжеству и его обслуживающим, заключительный тост вновь за Уастырджи. Старшие пели песни — Уастырджийы зарæг (во имя св. Георгия) и некоторые югоосетинские революционные песни — о Николае, Антоне, Исаке и др. Молодежь в основном пела грузинские песни; она же танцевала грузинские танцы — лекъури и багъадури, а также осетинский хороводный танец чепена; а из осетинских песен исполняли — Колхозон чызг (Девушка-колхозница), Чермены зарæг (Песня о Чермене). В середине застолья шафер произносил «молоци» и все сидящие одаривали молодых кто чем мог — деньгами, зерном, продуктами, утварью, предметами домашнего обихода и даже поголовьем скота. Под влиянием грузинских свадебных обрядов и обычаев традиционный свадебный цикл осетин претерпел ряд изменений. Так, на свадьбе исполняли грузинские песни и танцы; ряд сходных черт с грузинскими находим в застолье — в тостах, одаривании молодых; иногда последние по грузинскому обыкновению вместе сидят за свадебным столом. В то же время влияние грузинской этнической среды на поминальные и погребальные обряды и обычаи здесь не имело сколько-нибудь существенного значения, что еще раз свидетельствует о том, что похоронные обряды у осетин являются наиболее устойчивым элементом этнической культуры. Приведу некоторые свои наблюдения, касающиеся похорон кахетинских осетин, прежде всего, обряды посвящения коня покойнику, который, по их словам, в последнее время у них редко выполняли, что вызвано резким сокращением поголовья лошадей в хозяйстве. По старым традициям осетин, посвященного коня обычно не оставляли дома, его продавали, считая, что он несет несчастье для семьи. Кроме того, по традиционным воззрениям, от посвященного коня оставалась одна видимость, вся материальная объектность уходила с покойником. Умерший нуждается на том свете в тех же благах, какими пользовался при жизни. Отсюда, кроме лошади для езды, ему нужна пища и напитки. Чтобы усопший член семьи не голодал в мире ином, в течение года устраивали от 10 до 12 малых и больших поминок. Так, в день смерти делали большие поминки хæрнæг с участием массы народа, затем следовали несколько малых поминок сабатизæр, дыууиссæдзæм бон, когда саударджытæ снимали траурные одеяния; родственники давали т.н. сабæттаг — помощь семье покойного деньгами по своим возможностям. Заключительным этапом были годичные поминки азы хист. Проведение поминок требовало огромных расходов, приводивших к обнищанию даже самого богатого хозяина. В Осетии говорили, «он богатеет оттого, что никто у него не умирает». Полагали, что продукты и напитки, употреблявшиеся на поминках, идут в пользу покойника; поэтому, даже плотно поев за поминальным столом, человек мог считать себя голодным и, придя домой, требовать поесть. Составной частью поминальной обрядности у кахетинских осетин были своеобразные игровые действия бырæнхъил, хæлæф с соответствующими ритуалами. Бырæнхъил представлял собой всаженный в землю длинный смазанный жиром шест. На его вершине прикреплялся мешочек, наполненный обычно конфетами. Кто доставал его, тот побеждал. Хæлæф — это плетеная корзина, наполненная орехами и фруктами, которую после молитвы старейшего опрокидывали перед детьми, с нетерпением ждущими этого момента. Это называлось хæлæф — нарасхват. Бырæнхъил и хæлæф, исполнявшиеся исключительно детьми до 15 лет, я зарегистрировал только в Юго-Осетии, считаю, что они позднейшего местного происхождения.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования