Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Attempt hints. . Интернет для развлечения бесплатные онлайн казино.izh-voditel.ru . Бесплатные автоматы игровые автоматы бесплатные - programs-windows.ru
Главная » Фотогалерея » Северный Кавказ

Северный Кавказ



Помню, впервые я побывал в Трусовском ущелье, в сел. Реш, 10-летним подростком. Я гостил в доме сестры моего отца, которая была замужем за Кусаевым. В памяти осталось, что это было богатое село, имевшее несколько сот поголовья овец и много других видов скота. В целом Тырсыгом кормил скот: одевал, служил тягловой силой, его продукты являлись сырьевой базой для домашних и кустарных промыслов. Широкое развитие у трусовцев имели обработка молочных продуктов и шерсти. Трусовский сыр из овечьего молока не уступал кобинскому по своим высоким вкусовым качествам, сбывался на рынках по такой же высокой цене. Суконное и войлочное производство также были развиты у трусовцев. Тырсыгомцы занимались и земледелием, однако по почвенным и природным условиям из зерновых культур успевал созревать только ячмень хъæбæрхор, а из огородных — картофель, проникший сюда не ранее 70-х годов XIX в. из России. Как и повсюду в горной Осетии, картофель славился высокими урожаями и вкусовыми качествами. Своего урожая трусовцам хватало только на несколько месяцев в году, недостававшее зерно покупали во Владикавказе или приобретали путем натурального обмена, платя продуктами скотоводства. Важную роль в хозяйстве трусовцев играло отходничество на Военно-Грузинской дороге. С наступлением зимы почти все мужчины уходили сюда на заработки. Несмотря на тяжелые условия зимнего труда и низкую зарплату, тырсыгомцы оставались на работах до конца сезона. Многочасовой рабочий день, тяжелый труд по расчистке снега и снежных завалов дороги, полуголодное существование пагубно отражалось на здоровье горцев. Многие возвращались домой заболевшими ревматизмом и другими болезнями, потерявшими зрение от световых лучей, отражавшихся от ярко-белого снега. Тем не менее, для многих трусовцев, как и других осетин из соседних ущелий, Военно-Грузинская дорога была единственным местом их заработка. Можно называть десятки имен трусовцев, многие годы постоянно работавших на этой дороге. Так, например, Виссарион Каргиев (сел. В. Деш) 35 лет жизни отдал уходу за этой магистралью, где он работал с лопатой в руках, был десятником и т.д. Благодаря таким горцам ВоенноГрузинская дорога, игравшая важную связующую роль между Россией и Закавказьем, могла нормально работать круглый год. Более того, она обеспечивала работой многих горцев, не находивших в длительный зимний период занятий дома — в осетинском высокогорье. Долгое время главным средством передвижения трусовцев, особенно на дальние расстояния, служили верховая и вьючная лошадь. В частности, покупая зерно на рынке во Владикавказе, они доставляли его вьюками на лошадях. Трусовцы, в отличие, например, от жителей соседнего Закинского ущелья, почти не держали ослов, боясь, что те оскорбят их святые места. Во всяком случае, мне, несколько раз исходившему трусовские поселения, не встречалось это животное, которое, как известно, в горных условиях Осетии было незаменимо для перевозки тяжестей по самым узким труднодоступным тропам, проходившим по крутым скалистым местам. В 1852 году по Трусовскому ущелью было открыто колесное сообщение. Дорога вела от Коби через скалистый узкий проход «Хъасара» до селения Абана. А. Головин был первым, кто сообщил в русской печати об открытии этого пути. Он справедливо считал это исключительно важным событием в жизни трусовцев, получивших новые возможности для общения с внешним миром. Проведение дороги осуществлялось под руководством поручика русской армии Тарханова, «в честь которого благодарные осетины Трусовского ущелья на середине дороги от Коби до Абана поставили крашенный столб с надписью года, месяца и числа, когда он поставлен, и, проходя или проезжая мимо, отдают оному честь». И далее Головин пишет: «По этой дороге, где прежде с трудом проходили пешие, теперь свободно ездят верхом и на арбах» (Головин, 1853, с. 440). Дорога эта осуществила вековую мечту трусовцев, получивших выход к важнейшей магистрали — Военно-Грузинской дороге, а через нее — ко многим регионам Северного Кавказа и Закавказья, однако она часто закрывалась из-за снежных лавин и оползней. В то же время с населением соседних ущелий Осетии тырсыгомцы по-прежнему связывались вьючными тропами. Так, одна из них через Трусовский перевал вела в Закинское ущелье Северной Осетии, откуда ныне открывается туннель Транскавказской дороги на юг через Рокский перевал; другая тропа, идя оттуда же на юго-восток, проходит в Сбийское ущелье, еще одна Урстуалтæ подходит к верхнему течению Большой Лиахвы Юго-Осетии. Моя родина — Закинское ущелье, находящееся на высоте более чем 2 тыс. метров над уровнем моря, соседствует с Трусо, поэтому тырсыгомцы хорошо знакомы мне с малых лет. Как мы пытались показать на основании данных письменных источников, трусовский регион, населявшийся с раннего средневековья алано-осетинами, играл заметную роль в жизни туальской (двальской) этнической группы осетин. В то же время, население его, испытывая острое безземелье и суровые природные условия, часто менялось, уходя большей частью в равнинные районы Северной Осетии. Нередко места ушедших трусовцев занимали новые пришельцы из соседних ущелий горной Осетии, также искавшие лучших условий жизни. Одним словом, по нашим полевым этнографическим исследованиям, почти все названия трусовских сел и многие фамилии нынешних трусовцев известны здесь с XVIII в. Остановимся на характеристике трусовцев, используя наш полевой этнографический материал, осветим вопросы, касающиеся истории их поселений, быта, материальной и духовной культуры, верований и т.д. Предметы быта и культуры, многие элементы духовной жизни трусовцев отличались большой архаикой, вызванной их давним заселением «глухих», малодоступных ущелий. В них располагались более 10 населенных пунктов, разных по количеству жителей. Наиболее древним памятником материальной культуры Тырсыгома являются боевые, сторожевые и жилые башни. Наибольшее развитие башенное искусство получило в позднем средневековье, в период усиления межфамильных (родовых) распрей на почве земельных отношений. В Тырсыгоме редко встречается поселение, где бы не было одной или нескольких башен, строившихся местными или приглашенными мастерами. Строились башни «сильными» и знатными фамилиями (родами), а также большими семейными общинами. Боевая башня мæсыг возводилась высотой от 5 до 7 ярусов с межэтажными перекрытиями и лазами, через которые, имея одну деревянную лестницу, можно было переходить до самого верхнего яруса. Жилая башня гæнах состояла из трех этажей со следующими функциями: первый этаж служил помещением для скота, второй — для семьи, третий — для обороны; позже, в мирное время, последний обычно использовали для приема гостей. Материалом для постройки служил обычный местный камень, все башни возводились на сухой кладке. Во время сильных зимних холодов семья переходила жить на первый этаж, размещаясь рядом со скотом. По нашим наблюдениям, башни и ганахи трусовцев, как и их жилые и хозяйственные постройки, совершенно аналогичны общеосетинским. Это ярко характеризуют сохранившиеся постройки, особенно башенные, трудно отличимые от других осетинских по внешнему облику и строению. Это доказывает и украшающая селение Абана семиярусная башня Гудиевых, которую мы детально обследовали. Высота башни — 17 м, первый ярус ее — глухой, сложен, как вся постройка, из крупных камней на сухой кладке. Здесь обычно содержались военнопленные, в мирное время помещение использовалось для хранения предметов хозяйственного обихода. От нижнего яруса идет арочный вход в башню, закрываемый дубовой дверью и своеобразным осетинским деревянным замком и ключом к нему. Башня имела надчердачные перекрытия с квадратными лазами, через которые переходили при помощи переносной деревянной лестницы. Все ярусы, кроме первого, имели бойницы на всех четырех стенах каждого из них, причем в верхних ярусах количество бойниц увеличивается в несколько раз. Боевая башня служила надежным убежищем для ее владельцев со всем их имуществом. Оборонялись трусовцы оружием турецкого, а позже и российского производства. Порох покупали, отчасти изготовляли сами, по примеру мастеров, например, из Алагирского ущелья, древнего центра металлургии на Кавказе. Из других памятников материально й культуры, находимых в некоторых поселениях трусовцев, следует отметить захоронения типа подземных склепов царциаты уæлмæрдтæ (кладбище вымершей народности царциатæ), видимо, принадлежавших средневековым осетинам-двалам. Девять таких склепов найдено нами недалеко от кладбища сел. Реш и несколько «царциаты уæлмæрдтæ» в ряде сел (Бурмæсыг, Четойтыхъæу и др.). По нашим наблюдениям, склеповая культура широко распространена на всей исторической территории алан-осетин, а «царциаты уалмæрдтæ» — только на территории осетин-двалов, охватывавшей осетинское высокогорье. Кладбища эти, приписываемые исчезнувшему народу «царциата», я находил только в Центральной и Южной Осетии. В главных ущельях Северной Осетии они мне не встречались. Неизвестно также, о ком говорится в осетинском проклятии царциаты сæфт фæкæнут (пропадите как царциата), возможно, о гибели в горах рода или группы родственного коллектива осетин-алан в период татаро-монгольских войн, но вопрос этот пока остается открытым. Что касается появления склепов разных типов (подземные, полуподземные, надземные) в горах Центрального Кавказа, то оно, как показывают и наши находки в Трусовском ущелье, относятся к средневековой аланской эпохе. Пища оказалась наиболее устойчивым этническим элементом материальной культуры. Тырсыгомцы сохранили традиционную кухню, включая все излюбленные блюда и напитки осетин. Во время пребывания у трусовцев я не помню ни одного случая, чтобы они угощали меня не традиционной осетинской пищей. Трусовцы, как и другие жители осетино-двальского региона, в отличие от осетин, живших в Грузии, не восприняли ничего из грузинской кухни, о чем свидетельствуют мои личные наблюдения. Отметим лишь некоторые характерные черты. Как у всех горцев высокогорья, у тырсыгомцев преобладали молочные продукты. Сыр из овечьего молока почти не отличался своими высокими вкусовыми качествами от знаменитого кобинского. Он изготовлялся в значительном количестве для собственного употребления и сбыта на рынках. Масло делали, как все крестьяне в горах, исключительно из коровьего молока, а для получения вяленого мяса в большом количестве его сушили обычно в башнях. Распространенным явлением было также откармливание на зиму барана, козы или вола для удовлетворения потребностей семьи мясом. Характерной чертой здесь, как и в соседних ущельях, было отсутствие в пищевом рационе зелени, овощей, фруктов. Трусовцы в основном довольствовались чесноком, луком, свеклой, знакомым горцам Кавказа с древнейших времен, а также картошкой, проникшей к осетинам с середины XIX в. из России и дававшей в горах отменные урожаи. За праздничным столом неизменно присутствуют излюбленные осетинские пироги с начинкой из сыра, мяса, листьев свеклы и т.д., а также осетинское пиво (бæгæны). Пиво варили и варят в больших медных котлах (цæджджинаг) с острыми и плоскими доньями, изготовлявшихся, в том числе у трусовцев, местными мастерами из медных листов, купленных в Тифлисе и во Владикавказе. По нашим наблюдениям, у трусовцев этот огромный котел емкостью более 100 ведер прочно устанавливали на земле с помощью больших опорных камней. Ставили лестницу, чтобы вливать или сливать ведрами содержимое. Пиво пьют и сейчас в турьих и бычьих рогах, а также различных красиво орнаментированных деревянных бокалах и чашах. Его готовили в большом количестве к знаменательным общественным и семейным торжествам. Варили пиво из ячменя, единственного хлебного злака, исстари возделываемого в осетинском высокогорье. С 80-х годов XIX в., периода широкого распространения на равнине Северной Осетии посевов кукурузы, вытеснившей другие зерновые культуры с посевных площадей, кукуруза почти повсеместно заменила ячмень в пивоварении. И все же для получения высококачественного пива предпочтение по-прежнему отдавали ячменю.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования