Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Специальный праздник "гал тядиг cap"

Специальный праздник "гал тядиг cap"



Ритуал "гал тялган" в соответствующем виде входил в сезонно-календарную обрядность калмыков и справлялся как специальный праздник ("гал тялган", или "гал тядиг cap") II числа последнего месяца "хулгун" (мыши)при возвращении на зимовку, то есть в самом конце сентября. В дальнейшем с распространением русского календаря этот срок был зафиксирован II октября и поначалу дублировался-ритуал мог совершаться дважды за месяц или по выбору. В других случаях ритуал совершался как часть какого-либо другого обряда-на свадьбе, чаще в хотоне жениха у его родителей (торгоуты), в новой юрте новобрачных (дербеты), а нередко и у невесты тоже (хошеуты), при рождении мальчика, а иногда и девочки, на похоронах, на 49 день поминок. Жертва огню входила как элемент ритуала поклонения духам-хозяевам местности, земли и воды ("оваа" и "усн-аршан"). В этом случае она носила название "гал тякхе". Различие между ними напоминает различие двух, однокоренных названий сходных обрядов у бурят "тайлаган" и "тахилган". Первый был родовым, второй-домашне-семейным. У калмыков этот критерий не был столь строгим: помимо чисто семейных, моления на оваа и у водных источников сохраняли родовой характер. Главное было в другом"гал тялган"исходный, собственный вид жертвоприношения в определенное время, "гал тякхе"его ситуативный вариант или же включенный в другие виды обрядности. Таким образом, "гал тялган" проводился чаще всего в помещении, в торте, хотя иногда (элемент другой обрядности) и на открытом пространстве. Обычным жертвенным животным для совершения ритуала у калмыков был баран. При этом немалое значение имела его масть. Брать черного барана категорически запрещалось. Чаще всего для жертвы огню использовался белый баран. По данным некоторых информаторов,особенно ценились в ритуале также бараны с головой желто-красного, кирпичного или коричневого цвета; они считались "бурхна", т.е. угодными высшей силе. Баран являлся для кочевников основным производственным животным. Как и лошадь, он обладал "теплым дыханием" и считался из-за этого приемлемым божеству. Кроме того, у некоторых народов Средней Азии острые яога барана издавна использовались как оберег от злых духов 0 "культе барана", его связи с тотемизмом здесь говорить не приходится-животное в данном ритуале не предмет, а средство поклонения. Жертвоприношения огню существовали у монголов в Ш веке по словам Шгано Карпини, в этих случаях "убивают овцу, едят ее и сжигают огнем ее кости". В структуре бурятского тайлагана выделяются следующие элементы: подношения "бариха" с двумя видами"сасали"(жидкостью, молоком ш кумысом, адакой), и "даяанга" (мясом),доля мяса для каждого участника "хуби". Лама Галсан Гомбоев привел два (бурятских?) названия ежегодного жертвоприношения огню: "гая тайху" и "гал ташку" и молитвенные восклицания "хурылха". В калмыцком "гал тялгане" такого отчетливого членения с названиями не проводится, но указанные элементы присутствуют тоже. И на осеннем празднике, и в случае семейных торжеств "гал тялган" обычно проводили в кочевой юрте"гэр". Поэтому этот основной и "домашний" вариант примем за исходный. Элемент "гал тякхе", включенный в другие виды обрядности (например "оваа"), проводился очень сокращенно. Избранного для жертвы барана перед забоем освящали, окуривая дымом можжевельника ("арц"), обводили тлеющим пучком этой травы с особым запахом вокруг головы животного по часовой стрелке, после этого бадан считался посвященным"сэ-тэр" 9 и мясо его-наделенным особенными свойствами. Бадана убивали бескровным путем-разрезанием груди и удушением посредством перехватывания артерии..Это способ Д. Банзаров считал ламаистским, сменившим древние шаманские кровавые жертвоприношения. Барана разделывали: отделяли голову, все четыре ноги, крестец, трудную кость. Средство ритуала-разделанный бадан был как бы рассредоточен до всему жертвенному пространству и среди всех участников обряда. Напротив входа у очага находилось освященное место, не занятое ничем, но называемое "талкын щре"жертвенный стол. На нем, говоря словами И.А.Житецкого, сооружался "из палочек квадрат в виде колодезного сруба", где раскладывались кости и внутренности барана в анатомическом порядке. Точно также совершался ритуал и у халха-монголов: "на столик кладут отваренные голову, ноги и туловище барана, располагая их в той последовательности, в какой они должны быть у живого барана". У калмыков на такой квадрат помещались одиннадцать костей-десять ребер, считая от левой лопатки, и грудная кость, обернутые полосой мяса, вырезанной у живота барана в виде ремня. По четырем сторонам квадрата отравились лампадки-чашечки из теста, наполненные салом с фитилями. Они зажигались, поджигался и сам квадрат. В костер подливали бараньего сала, затем добавляли туда берцовую кость правой задней ноги, обычно и нижнюю челюсть, подкладывали жир из спины барана, лили молоко и масло, бросали в огонь деньги. Все это время после разделки барана на решетке юрты висела сырая правая передняя нога"хаа". Очевидно, это была именно большая берцовая кость-"шага чимгень" о мясом, по выражению П.И.Небольсина, "длинная кость подле лопатки". Здесь мы наблщцали специфические обряды с берцовой костью барана, которые, как указывает К.В.Вяткина, "можно отметить у всех монгольских племен и народностей". Левая передняя нога барана полагалась гелюнгу. После первой молитвы самый старший и почтенный человек брал сумку с внутренностями барана и обходил костер слеза направо, произнося "хоре, хоре". Присутствующие, держа на правой ладони по кусочку сала, повторяли за ним это слово. После второй молитвы горящий квадрат обходила его жена или другая почтенная женщина, взяв в руки с решетки кость правой передней ноги, тоже со словом "хере, хоре". После третьей молитвы эта кость передавалась всем присутствующим, сидящим вокруг костра, то есть уже справа налево, и кавдый из них произносил "хере, хере". Сумка с внутренностями передавалась мальчику-родственнику, который после каждой молитвы при слове "хоре" кусал сердце барана, доставая его из сумки Похожим образом новорожденному ребенку (мальчику) прикладывалась к губам верхушка сердца барана, чтобы передалась его чистота. Ребятишкам же (девочкам?) передавались и ножки барана с копытцаш-"хеня шире", насаженные на палочки. У монголов правая нога барана соотносилась с новоровденным мальчиком, левая-с девочкой.По окончании жертвоприношения, когда кончались молитвы и огонь угасал, берцовую кость правой ноги с мясом и желудок с кровью прятали на три дня или ставили перед бурханами. Есть их могли только родственники, но никак не посторонние, а берцовая кость потом долго сохранялась как реликвия.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования