Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Спорные вопросы Калмыком с Донскими казаками

Спорные вопросы Калмыком с Донскими казаками



При пограничном, а иногда и совместном проживании калмыков с донскими казаками возникали спорныз вопросы, которые также разрешали присягами, В 1757 г. атаман Войска Донского Данила Ефремов обратился с письмом в Государственную коллегию иностранных дел, в котором говорилось об обидах, нанесенных калмыками донским казакам, и прооил о необходимости встречи о владельцем Лабан Доцдуком, чтобы "за справедливые иски заплаты от них требовать а о сумнительных поступать по древним обычаем, то есть присягою разнять". Ефремов далее писал, что если калмыки будут отговариваться от совершенного, "в таком бы случае повелено было за ту всю прежнюю обиду по экстракту взять барянту, для того, чтоб напреть бывало такие обычаи, когда по приводе следа, казаки у калмык баранту возьмут". На обращение Ефремова из Катлегии последовал указ, в котором подчеркивалось, что "за учиненные казакам и другим россиянам обиды и убийства и грабительства» без всякой отговорки обидимым заплату произвесть, а в случае отговорок за все те обиды взять баранту, да и впредь оную по прежним обыкновениям брать". Эти документы еще раз подтверждают то, что присягами разрешали многие спорные вопросы и они как обычаи имели давние традиции. Кроме того здесь появляется новый термин-баранта, как средство разрешения спорных вопросов. При изучении имеющихся материалов выяснилось, что она занимала значительное место в правовой жизни калмыков в регулировании конфликтов как во внутренней жизни общества, так и с соседними народами. В середине XIX в. П.Небольсин, рассматривая обычаи калмыков, выделил у них пункт обычного права, согласно которому "невыделенный или не награжденный дядьями племенник, точно также как и внук по женской линии, имеет право приступить к насильственному выделу, называющемуся у калмыков "зебярьдык-юоун". Он считал, что оно в "прежние годы служило началом беспрерывных отгонов окота. Отгон скота, или так называемая баранта, совершенно не такой предает, с идеею которого соединяется понятие о грабеже и насильстве: основание его самое легальное и действие его вовсе непреступно", и что у калмыков "она есть следствие законного права на наследство". Баранта совершалась обиженным племянником или внуком в следующих обстоятельствах: претендент приходил в хотон дяди, объяснял свое намерение старшине или авторитетному и почетному человеку, что он под личным его наблюдением хочет произвести насильственный выдел причитающейся ему по обычаю части окота. Далее П.Небольсин писал: "Выдел этот состоит в простом отгоне части табуна или стада; это действие производится совершенно безнаказанно и может повторяться до трех раз; как законное пользование своим правом; пострадавший от убытка дядя, или дед, не имеет права приносить жалобы и остается в обыкновенно дружеских, с расчетливым родственником отношениях". При этом отгонщик не должен был злоупотреблять своим правом. Он повторял отгон скота до трех раз в том случае, если "общая численность приобретенного им таким образом достояния не превышает одной шестой части имущества, из которого он делает выдел. Существование такого обычая, по-видимому, дало повод тому, что в Отчете по управлению калмыцким народом за 1866 г. говорилось, что "отгон скота не считается у калмыков преступлением", хотя в настоящее время случаи подобного рода преступлений бывают реже, но совершенно искоренить их до времени невозможно, тем более, что нередко участниками и руководителями в делах подобного рода бывают окольные крестьяне". Упоминание об участии крестьян в этом обычае вносило новый аспект в исследование вопроса.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования