Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Стихи удмуртского поэта

Стихи удмуртского поэта



Как и где стихи удмуртского поэта соединялись с этой мелодией, занесенной в Россию из-за рубежа? Мы можем пока толькб строить предположения. Возможно, она стала известна КП. Герду еще в Кукарской семинарии от учителей пения и музыки; может быть, он слышал ее в Москве, куда ездил в 1919 году на центральные инструкторские курсы Наркомпроса, и где, будучи общительным, инициативным человеком, мог подхватить песню на митинге или в кругу новых друзей. Изменения, которые претерпел напев «Гей, славяне!» на новой, удмуртской почве, касаются формы (в остальном они незначительны). Общеславянский гимн имеет трехчастное строение а в напеве песни К. П. Герда строение двухчастное, так как середина гимна опускается. Е. В. Молоткова дала песню в четырехголосной хоровой обработке, в аккордовой фактуре, с использованием основных трезвучий. Очевидно, так ее и пели в училищном хоре. Еще в 20-е годы песня широко распространилась среди удмуртской интеллигенции, особенно учителей. Нужно отметить, что и сейчас песня живет в народе, Поют ее люди пожилого возраста, чаще бывшие учителя. В деревне Яголуд Вавожского района в 1976 году мною записана от бывшей учительницы Е. Н. Швецовой (1909 г. р.) Таким образом, мелодия усвоена народом и стала частью фольклорной традиции. К. П. Герд написал ряд детских песен. Как известно, дети всегда были предметом его особого 'внимания и заботы. Несмотря на постоянную занятость, он создал для них две прекрасные книги для чтения, написал много стихов. Очень ценно, что он стремился воспитывать детский вкус на ярких, художественно совершенных произведениях народного творчества. В своей книге для чтения «Выль сюрес» («Новый путь»)39 он дал несколько народных песен, две из них с мелодиями. Обе они были записаны автором и помещены в сборнике 1924 года 40. Напев «Сирпу» («Вяз») взят из сборника Э. В. Мироновой (№ 6), а напев «Милям, милям му-миос» («Наши, наши матери») в несколько измененном виде из сборника Е. В. Молотковой (№ 2). В той же хрестоматии «Выль сюрес» даны две авторские песни с напевами. Музыка песни «Маршен ветлон» («Идем маршем») явно выдает автора песни-гимна «Зарни шунды жужалоз» («Золотое солнце взойдет»), заключительная фраза которой легла в основу интонаций детского марша. И это естественно — песни близки по настроению. Удивительна чуткость КП. Герда, сумевшего просто, без унылой назидательности рассказать детям о радостном труде. Как много мальчишеского задора в звонких возгласах-звукоподражаниях! Напев удобен для детского пения, он развивается в диапазоне сексты, и самый верхний звук приходится на возглас. Простая двухчастная форма (репризная), четкий ритм, аккордовая фактура (для исполнения на фортепьяно) все не сложно для исполнения, но выразительно: Мелодический вариант этой песни записан в 1985 году в удмуртской деревне Варклет-Бодья Агрызского района Мелодия очень удачно сочетается со стихотворением для детей «Губияны» («За грибами») И. Г Гаврилова, Возможно, что приспособление мелодии к новому тексту явилось следствием негативного отношения к. литературному творчеству К. П. Герда, которое утвердилось с начала 30-х годов. «Пионер кырзан» («Пионерская песня») тоже о новой жизни, о том, каким должен быть пионер. Песне присущи четкое ритмическое движение в двудольном размере, ясная форма (запев с двухголосным припевом), мелодия с опорой на гармоническую основу: Песенка «Мемие ведра кутйз» («Мама взяла ведро») предназначена самым маленьким детям-дошколятам. Мир детских впечатлений и радостей нарисован в ней мама, пестрая корова, Кошка, ждущая (молока... Для мелодии К. П. Герд приспособил песню, знакомую еще с детства и записанную им в 1913 году от Анны кенаК (жены старшего брата). Это народная лирическая? песня «Мынэсьтым гажанме марлы басьтйды?» («Почему друга от меня отняли?») . Изменения в авторском варианте идут от стихов, где устанавливается семисложни, тогда как в народном источнике семидольник чередуется с пятидольником.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования