Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Существовало две функции крезя: бытовой и культовый

Существовало две функции крезя: бытовой и культовый



Существовало две функциональных разновидности крезя: бытовой и культовый. Под аккомпанемент бытового крезя исполнялись песни и танцы удмуртов. Он звучал на свадьбах, вечеринках, проводах в солдаты. В древнейшем календарном обряде пбртмаськон гусляр сопровождал ряженых во время их подворного обхода. Под гусли распевались песни в обряде гырыны потоп празднике первой борозды Культовый инструмент (быдзым крезь), впервые обнаруженный Ю. Вихманом у можгинских удмуртов в конце XIX века, был неотъемлемым атрибутом молений в семейно-родовом святилище куале. Финский лингвист зафиксировал два гусельных наигрыша, исполняемых во время ритуальных действий жрецов (вбсясей). По свидетельству П. М. Богаевского крезьчи (гусляр) входил в число лиц, участвовавших в ритуале выбора жрецов (вбсясь), хранителя Великого святилища (куала утйсь), тысяцкого (тбро) и других служителей языческих культов. В магической церемонии «назначения» жрецов главную роль играл туно (знахарь, шаман). В специально отведенном для этого месте (как правило, в закрытой избе), под исполняемый на Великих гуслях особый священный мотив (вбсь гур) туно открывал обряд ворожбы или «угадывания» священнослужителей. Облаченный в белую одежду, с белым полотенцем на голове, туно в присутствии представителей воршудных святилищ сначала ворожил, а затем под аккомпанемент крезя начинал ритуальную пляску. При этом он держал в руках какое-либо оружие (нагайку или меч) и ветки таволги, якобы «отпугивающие» злых духов. Пляска происходила вокруг воткнутого в центре комнаты меча. Затем туно в исступлении падал, выкрикивая имена «кандидатов» на пост хранителя родового святилища (куала утись), тысяцкого (тбро) и других, каждый раз спрашивая присутствующих: «Есть ли такой?» Этот своеобразный шаманский танец продолжался до тех пор, пока туно не получал утвердительный ответ . Игра на быдзым крезе, по-видимому, имела место и в священных рощах при жертвоприношениях Луду и Кереметю. В «Очерке быта Сарапульских вотяков» П. М. Богаевского парчась, резавший «замоленную» овцу, говорил: «Хорошо бы теперь гусляра... Тогда бы и народ стоял здесь». Музыка звучала и после того, как тбро начинал бросать в огонь хлеб, соль, еловую ветку, лить ку-мышку . Мелодия, таким образом, выполняла здесь роль своеобразного эмоционально-психологического катализатора ритуального действа. Традиции использования цитровидных хордофонов в религиозной обрядности финно-угров, судя по научным и фольклорным данным, восходят к периоду древнеуральской языковой общности, то есть не позднее III тыс. до н. э. Герой селькупского фольклора Итья, играя на ханты-мансийском нарес-юхе, как и Вейне-мяйнен, околдовывает зверей, птиц, рыб; у обских угров инструменты данного типа применяли во время жертвоприношений, шаманских гаданий, на поминках, медвежьих праздниках. П. Соколова считает, что возникали они как ритуальные, что весьма вероятно при синкретизме первобытного искусства. Реликты сакрального применения гуслеобразных хордофонов в качестве эмоционально-психологического катализатора существовали вплоть до недавнего времени у марийцев, удмуртов и эстонцев . Все эти факты позволяют, на наш взгляд, говорить об особой генетической общности ханты-мансийских нарес юха и санкуль тana с финским кантеле и удмуртским крезем.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования