Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Свадьба была переломным этапом в жизни любого калмыка

Свадьба была переломным этапом в жизни любого калмыка



Свадьба была переломным этапом в жизни любого калмыка, являясь переходом из одного класса в другой. Всего можно насчитать 3 возрастных класса, включающих в себя 6 этапов, не считая внутриутробного развития. Первый же период в жизни-период внутриутробного развития. Эти 9 месяцев засчитывались новорожденному за целый год.. Следующий период-детство, включающее в себя 3 этапа. Младенчество длится до 5 лет, когда должен состояться обряд, стрижки первородных волос, в случае, если ребенок оставался единственным или последним, мать кормила его также примерно до 5 лет. Второй этап-от 5 лет до достижения половой зрелости, т.е. примерно до 13 лет, В этом возрасте девочек стригут, как мальчиков, и только с 8 лет начинают отращивать волосы, чтобы к подростковому периоду у них были косы. Третий этап-после 13 лет когда девочке надевали девичье платье, а мальчик "менял хворостину на плетку". К 13 годам приурочивали обряд стрижки первородных волос на висках, которые оставляли нетронутыми в 5 лет ж в остальной период. Другой период жизни, по представлениям калмыков, начинался со свадьбы, после которой и о женихе, и о невесте можно было сказать "кун болва" ("стал человеком"). Но первый этап жизни после женитьбы (без детей) не должен был затягиваться, поскольку "настоящим человеком" становились после появления детей. Так, например, замужняя женщина и после свадьбы могла продолжать носить свою прежнюю девичью шапку "хал-вынмахла", хотя в одежде у калмыков соблюдался четкий половозрастной признак. И только после рождения первого ребенка она должна была обязательно сменить головной убор, тем самым подчеркивая свое новое положение. Наконец, с рождением внуков в жизни каждого человека наступал самый почетный этап жизни-старость. Обычно к этому возрасту мужчина становился главой семейного клана, и после смерти родителя имел право ходить с заложенными за спину руками. У калмыков также существовало представление об опасном возрасте. Как известно, вместе о принятием буддизма среди калмыков распространился календарь 60-летнего и 12-летнего циклов. Соответственно ему, год, в который родился человек, был для него опасен. Таким образом, учитывая внутриутробный год развития, опасным возрастом для калмыков были 49, 61, 73, 85 и т.д. лет. Человек, достигший данного возраста, должен был для обеспечения собственной благополучной жизни в следующем периоде и особенно в переломный год совершить, обратившись за помощью к гелюнгу или "знатоку обычаев"-"медагчи" обряд, "продления лет" ("насан уттулх"). По нашим полевым материалам, существовало пять различных способов предотвращения бед. Женщины могли даже и не обращаться к духовому лицу, а ограничиться тем, что, отрезав воротник прилегающей к телу одежды, закопать его вместе со старыми носками (чулками, стельками обуви) на перекрестке трех дорог или в открытой степи. Чаще же и мужчины, и женщины обращались к гелюнгу, который, помолившись, дул на рубашку (дыхание считалось главным признаком жизни), отрезал от нее воротник. Исполнителю обряда полагалось принять и привезенные подарки: масло, водку, сладости. Другой способ состоял в изготовлении из теста человеческой фигурки, в которую следовало влепить срезанные с ног и рук ногти, а затем пройтись ею по телу и выбросить далеко в степи. Действие в этом случае почти полностью повторяло ламаистский обряд "выкупа жизненности" ("омн дзолих"). Следующий вариант "насан уттулх" несколько более расширен, чем предыдущий: совершающий обряд двумя монетами "серебряной и медной", обязательно достоинством в 15 и 3 коп. (два нечетных числа, дающих вместе четное), имитировал отрезание ногтей, затем вокруг фигурки и рубашки, на которой также символически "отрезался" воротник, укладывали 9 видов ,пищи. После прочтения заклинательных молитв совершающий обряд непременно должен был подуть на фигурку из теста и рубашку, и человек, на которого был обращен обряд, в течение того же дня, до заката солнца, выбрасывал использованные атрибуты в глубокий водоем. Как видно, в данном случае заменитель человека уносил с собой все необходимое: одежду и пищу. Пятый способ "продления лет" состоял в том, что вошедший в опасный возраст должен был как можно чаще носить белые носки с темным шоком и пяткой. Черный цвет в данном случае символизировал прошлое, прожитые годы, а белый-добро, благополучие и настоящую жизнь. Таким образом, в обряде "насан уттулх" символом прожитых годов (лет) были черный цвет, ворот одежды, прилегающей к телу, и, что для нас особенно важно, ногти. Именно ножом срезались невестой о рук и ног в родной кибитке перед ее увозом в хотон мужа. Эти ногти закапывались в земляной пол кибитки, что символизировало невозможность возврата к прежней жизни.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования