Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Свадьба у кобинцев

Свадьба у кобинцев



Свадьба у кобинцев, как и у всех горцев-осетин, была многолюдна, гостей созывали со всех окрестных сел, молодежь приходила без приглашения. Жених и невеста не участвовали в свадьбе, жених скрывался в доме своего дружка, находясь там до окончания всех свадебных церемоний. А их было много: вечером устраивали т.н. дзаума хæссæн, в присутствии родственников и односельчан раскрывали сундук с подарками и раздавали их по назначению; совершали обряд хызисæн (снятие фаты с головы невесты). Шафер снова обводил невесту вокруг очага; затем сниматель фаты хызисæг, которым обычно бывает подросток, палочкой снимает с головы невесты фату, выкрикивая пожелания последней иметь девять мальчиков и одну голубоглазую девочку. Снятый кусочек ткани нанизывали на палку и «пристраивали» в углу потолка хадзара. Место это называлось сæрзæд и хозяином его считался домовой — бынатыхицау, принимавший под свою защиту новых членов семьи. Совершали еще один обряд, направленный на то, чтобы невеста имела как можно больше детей, прежде всего мальчиков. Еще до первой брачной ночи ее торжественно вели к святилищу Мады Майрæмы дзуар (св. Матери Марии) — покровительнице женщин, для благословения на семейное счастье. Через месяц после свадьбы устраивали обряд донмæконд (водить по воду). Молодую снова наряжали в свадебный костюм, давали в руки ведра и торжественно вели к речке или роднику в сопровождении молодежи, молодых женщин, детей. С собой несли три пирога, шашлык, графин араки в честь русалок донычызытæн; придя на место, в молитвах, приносимых пожилой женщиной, благословляли молодую, желали исполнения всех ее пожеланий. После молитвы невестка набирала воду в ведра и шла домой, в сопровождении песен под гармошку. С этого дня молодая полностью включалась в домашние и хозяйственные занятия семьи. Кроме многочисленных обязанностей по дому, женщина участвовала в жатве, молотьбе, дойке овец и коров, приготовляла знаменитый кобинский сыр. Религиозные воззрения кобинцев характеризовались стойким сохранением ряда архаических черт в местном быту. Как и в Осетии, любой сельский или фамильный праздник в честь языческого божества или покровителя здесь до сих пор сопровождается устройством общественного застолья куывд с участием большей частью одних мужчин. В том случае, когда обычай допускал присутствие женщин, они сидели отдельно. При устройстве общественных куывдов действовал обычай къусбар (букв. мерить чашкой, т.е. складчина): с каждого двора собирали определенное количество зерна для приготовления пива и суммы денег для покупки жертвенного животного — куывды кусæрттаг. Из культовых персонажей кобинцы почитали божество Рыныбардуаг — это ангел дауæг, имеющий власть бар над повальными болезнями рын. В Коби святилище Рыныбардуаг находилось на высоком горном склоне правой стороны Терека. Ежегодно, в середине сентября, сюда приходили четверо выборных мужчин (одного из них называли грузинским духовным именем — деканоз) с приношениями (три пирога, шашлык, арака), чтобы помолиться. Рыныбардуаг наводил страх на людей, его именем пугали детей; пожелание, чтобы Рыныбардуаг обрушил на когото свой гнев, считалось самым суровым проклятием. 22 ноября кобинцы праздновали Джиуоргуба так же торжественно, как но всей Осетии. У кобинцев он имел свое святилище — Къобы У астырджийы дзуар — недалеко от Крестового перевала, где устраивали общественный куывд. Из общественных праздников осетин кобинцы в декабре отмечали также Цыппурс, неделю держали пост, день празднования назывался — Чырыстийы райгуырæн бон (день рождения Христа). Мæрдджынтæ (потерявшие близких) устраивали поминки, приглашая односельчан. На Новый год (Ног аз, Ног бон) рано утром подростки разжигали костры, распевая песни: Сой-сой-сой, мидæмæ, уæлæсыхæй дæлæсыхмæ, хин кæнын чи зоны, уый цæстытæ басудзæнт! (Богатство, богатство, богатство от верхнего квартала до нижнего квартала, кто колдует, пусть ослепнет). Затем они, надев шубы наизнанку, обходили дома; их угощали, иногда одаривали деньгами. Из других праздников кобинцы отмечали: Доныскъæфæнтæ (несение воды) — 19 января, подобно русскому крещению, пекли пироги, молились святым; Комæхсæнтæ отмечали в течение недели в феврале, устраивая поминки по умершим; кроме того, жители сел. Окрокана делали хъæугуывд (общий сельский пир) в честь Нарыдзуар, своего покровителя еще в Туалгоме, откуда они вышли; отмечая Тутыртæ (св. Феодор), три дня держали пост, на одежде вышивали красной ниткой крестики сынчытæ, чтобы сберечь стада от волков; празднуя Урсыкъуыри — масленицу, члены семьи без посторонних торжественно вкушали еще летом приготовленные к этому дню масло и сыр. Тогда же женщины поминали усопших, посещали кладбища. За шесть дней до Пасхи Куадзæн пекли из теста къутутæ (конусообразные булочки в виде сапеток — специальных емкостей для хранения зерна), затем ставили их в один ряд и устраивали для детей состязания в искусстве владения луком и стрелой: каждый из них должен был попасть точно в къуту. В качестве вознаграждения победителю вручались сбитые им булочки. Считалось, что дети могли обеспечить своей игрой благополучие нового урожая. К празднику накрывали столы, пекли традиционные пироги, в молитвах просили у всевышнего, чтобы закрома были полны хлеба. Жителями селения Коби и Базилан в мае праздновался Къобы Уастырджи (св. Георгий Коби), где бы они ни жили, в каждом доме резали барана, варили пиво, пекли пироги, устраивали общий куывд около святилища святого, в котором участвовали с мужчинами и женщины; в празднике обязательно участвовали племянники. Во время поминок зæрдæвæрæн (кобинцы называли его хистыты бæрæгбон (поминальный праздник), устраивали большое поминовение, считая, что в этот день Чырысти атахти уæлæрвтæм (Христос улетел на небо).
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования