Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Свадьба в Осетии

Свадьба в Осетии



Свадьба — многолюдная, приглашают всех однофамильцев, сельчан, близких. Родственники несут в дом жениха подарки по своим возможностям. Елбачиевы, например, от каждого дома приносили 2 кг пшеницы, 3 пирога с бутылкой араки или вином, отрез на платье и что-нибудь из утвари. За пиршественным столом мужчины и женщины сидят отдельно и по старшинству. Иногда, по грузинскому обычаю, за свадебный стол также сажают жениха с невестой. Тосты — традиционные осетинские: первый тост — за «Стыр Хуыцау» (великого бога), второй — за Уастырджи (св. Георгия), третий — за молодых. В середине пиршества делают грузинский «молоди», по которому одаривают молодых подарками; тогда же делают т.н. æйтты рæгъ — специальный тост в сопровождении осетинских песен. Звучат больше грузинские свадебные и шуточные песни, а из осетинских — Уастырджийы зарæг (песня св. Георгия). Пили из бычьих рогов по 6—7 бокалов, передавая их от младших к старшим, и наоборот. Танцуют тоже в основном грузинские танцы («лекъури» и «бахадули») и очень часто древний осетинский популярный танец чепена (хороводный танец), широко отраженный в осетинском нартском эпосе. В дом новорожденного мальчика родственники приносили три пирога, а девочки — лишь один. Детей крестили, но первые имена им давали дома в торжественной обстановке с участием родных и близких. Грузинское влияние на похоронно-поминальную обрядность было минимальным. Карельские осетины совершали почти все похоронные обряды и обычаи, выполнявшиеся на их родине. Это обряд посвящения коня покойнику, оплакивания и одевания его во все новое, совершения в течение года более десяти малых и больших поминок и т.д. Характерно, что здесь коня посвящали и знатной женщине, например, у Елбачиевых, что является отголоском сарматского обычая захоронения женщины с конем, идущего к осетинам через алан, их прямых предков. В Карельские горы осетины принесли многие характерные элементы своей традиционной обрядовой жизни. Приведу несколько примеров. Почти все поселенцы отмечали перед началом весенних полевых работ праздник божества Бæлдæрæн, почитавшегося по всей Осетии. Жертвоприношения Джерыдзуар (Св. Джера) способствовали исцелению душевнобольных, — это было известно в основном югоосетинам и соседним с ними грузинам; считалось, что имеющий свое святилище и почитавшийся с жертвоприношениями в каждом доме Мыкалгабыр мог одарить всякими богатствами. Из фамильных покровителей был известен Мацхари; он опекал Елбачиевых, и, видимо, имеет местное происхождение, поскольку его почитали и грузины. Новый год карельские осетины отмечали по традиции своего народа. В этот день пекли æртхурон — большой пирог с начинкой из сыра, куда клали серебряную монету; считалось, что ее обладатель будет счастливым. Пирог ели только члены семьи. Также пекли из теста фигурки различных животных — дедатæ, басылтæ, обычно это делалось в домах, где было много детей. В ночь под Новый год вынимали из сундука семейный талисман цыкуырайы фæрдыг (бусина изобилия и счастья) для общего обозрения, поскольку делалось это в год один раз, именно под Новый год. Старший, держа правой рукой бычий рог с аракой, левой — жареное мясо, произносил молитву, обращенную к всевышнему, просил счастья и благополучия. По описанию многих авторов, обычай этот бытовал по всей горной Осетии. Г.Ф. Чурсин, исследуя его у южных осетин, писал, что «камень этот (бусина) величиною от горошины до голубиного яйца, имеет желтоватый оттенок и небольшую прозрачность; он испускает в темноте довольно сильный фосфористый блеск» (Чурсин, 1924, с. 180). К сожалению, у карельских осетин мне не удалось зафиксировать этот камень, но он, по словам пожилых людей, имелся во многих семьях. К каждому большому празднику по традиции варили пиво, араку, пекли пироги, приносили в жертву баранов и устраивали угощение для всей общины — хъæугуывд (сельский пир), в котором во многих случаях участвовали только мужчины и подростки. Однако обильное праздничное угощение было в каждом доме. Выше отмечалось, что карельские осетины, живя в невысоких легкодоступных горных местах, издавна имели хорошее транспортное сообщение, связывавшие их между собой и с внешним миром. При советской власти и благодаря ей они, в отличие от гуджаретских осетин, пользовались всеми благами жизни современного села: электричеством, почтовой связью, в их домах было радио, телевидение, в селах библиотеки, клубы, кинопередвижки и пр. В селах было налажено хорошее медицинское обслуживание с наличием медпунктов, больницы с квалифицированным обслуживающим персоналом. Во многом это объяснялось благосклонностью местных и республиканских властей, поскольку там проживало немало грузинского населения. Однако карельские осетины испытывали трудности с национальным компонентом школьного образования. В частности, до Великой Отечественной войны преподавание в осетинских школах велось с 1 по 5 класс на осетинском языке, с 5 по 10 класс — на русском. После войны все изменилось в худшую сторону. Преподавание с 1 по 10 класс вели на грузинском языке, часы осетинского и русского языков были сильно сокращены. Плохое знание детьми грузинского языка вызвало немало трудностей в смысле освоения ими школьных предметов. Но это не волновало власть, несомненно, преследовавшую цель ускорения процесса ассимиляции осетин. По моим наблюдениям, в селах с осетинским населением мужчины и женщины старого поколения, а также дети дошкольного и школьного возраста не говорили по-грузински. В селах со смешанным осетино-грузинским населением отмечается знание обоих языков теми и другими. Встречалось мне здесь немало осетин, для которых вторым родным языком стал грузинский. В то же время осетины не забывают родной язык. Между собой и дома говорят только по-осетински.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования