Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Театральное искусство в Удмуртии

Театральное искусство в Удмуртии



Самодеятельное театральное искусство в первые послеоктябрьские годы в Удмуртии, как и в целом в стране, было агитационным. Оно отвечало потребностям времени и возникло исторически закономерно. «В формах самодеятельного театра... пробились первые ростки открытой, сознательной политической тенденциозности, которая затем будет важнейшей новаторской особенностью советского театра» . Искусство сцены активно пропагандировало идеи революции, агитировало за власть большевиков, против контрреволюции, буржуазии. Его основу составляли небольшие пьески-агитки, представлявшие собой, как правило, обработки произведений устного народного творчества. VIII съезд партии (1919) указывал в своих решениях, что театр наряду с кинематографом и другими видами искусства «необходимо использовать для коммунистической пропаганды как непосредственно, то есть через их содержание, так и путем сочетания их с лекциями и мини-митингами» . В 1921 году Совнарком и Совет труда и Обороны обращали внимание местных Советов на необходимость содействовать тому, «чтобы театральные представления служили могучим орудием политического воспитания рабочих и крестьян». XII съезд РКП (б), состоявшийся в апреле 1923 года, отметил в своей резолюции; «Необходимо поставить в практической форме вопрос об использовании театра для систематической массовой пропаганды идей борьбы за коммунизм». Первые удмуртские пьесы, хотя и опирались на действительные факты жизни, во многом еще были слабы, беспомощны, наивны и носили, как правило, просветительный характер. Так, например, их авторы ошибочно считали, что бедность и забитость народа являются лишь следствием его темноты, а потому, дескать, жизнь можно изменить путем просвещения. Но при всей схематичности агитационные пьесы захватывали искренностью, злободневностью, помогали донести до масс революционные идеи, становились действенной формой агитации. Основу большинства пьес составляла критика пережитков прошлого в сознании людей, борьба со старыми обычаями и традициями. Это действительно было очень важно в тот период. Еще К. Маркс подчеркивал, что отсталые традиции, являясь питательной средой вредных пережитков, «тяготеют, как кошмар, над умами живых», сдерживают общественную и трудовую активность масс, мешают решению задач коммунистического строительства. Но драматурги стремятся показать не застывшие стереотипы национального быта, а то новое, что несла с собой революционная действительность. Так, Д. А. Майоров в пьесе «Удмурт сюан» («Удмуртская свадьба», 1919), выступая против унижающего человеческое достоинство старинного обряда умыкания невесты, показывает зарождение новых черт характера героев, которые уже не могут допустить того, когда «пристрастие к отжившему... берет верх над современными убеждениями», и «приходят, наконец, к необходимости взглянуть трезвыми глазами на свое жизненное положение и свои взаимные отношения». Молодые не любят друг друга, но вначале делают все, что полагается по завету дедов в подобных случаях. Однако новая мораль побеждает. Если невеста Одоть и ее родители еще не в силах противостоять старинному обряду, то жених Гаврила смело бросает вызов ему и оставляет нелюбимую невесту. Герой демонстрирует не покорность, а протест, не слепое почитание традиций, а разрыв с ними, с теми из них, которые сковывают разум человека. В художественном отношении пьеса достаточно слаба, но ценность ее состоит в том, что автор на примере старого обряда свадьбы сумел показать наступление веяний нового в мировоззрении удмурта, новые черты нации.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования