Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Театральные коллективы за пределами Удмуртии

Театральные коллективы за пределами Удмуртии



Театральные коллективы стали возникать и за пределами Удмуртии. В октябре 1920 года в Вятке силами студентов учительского института и учащихся театральных курсов была организована удмуртская драматическая труппа в количестве 15 человек. Основу ее репертуара составляли пьесы как удмуртских, так и русских авторов. В частности, большой популярностью у зрителей пользовались спектакли «Сон дезертира» П. А. Батуева и «От ней все качества» Л. Н. Толстого 19. В. коллективе также был организован перевод пьес на русский язык. В 1920 году драмкружок был организован среди красноармей-цев-удмуртов в Перми. В успех его работы мало кто верил. Но уже первый спектакль по пьесе Л. Н. Толстого «От ней все качества» принес ему большой успех. В коллективе была всего одна женщина, поэтому мужчины исполняли и женские роли. Среди красноармейцев-удмуртов функционировал драмколлектив и в Вятке. В 1919 году в Казани была сформирована драматическая труппа для обслуживания деревень Сарапульского уезда. 5 января 1919 года под руководством К. П. Герда состоялся первый концерт на удмуртском языке. В 1923 году студенты московских вузов выступили с исполнением удмуртских песен со сцены театра при Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке24. Координационным органом по художетвенному руководству сетью любительских коллективов на территории Удмуртии становится драматический кружок при Центральном удмуртском клубе, созданный в Ижевске в феврале 1923 года. Руководителем этого кружка был один из первых удмуртских драматургов, артистов, страстных пропагандистов национального театрального искусства А. В. Сугатов, Родился он в Татарии в бедной удмуртской семье. Специального образования ему не довелось получить, но природа наделила его хорошими артистическими данными. К сценическому искусству он непосредственно приобщается в 1917 году во время военной службы в Бессарабии, где руководит драматическим кружком. С созданием Удмуртской области его назначают руководителем гастрольной труппы, в 1924 году — руководителем драмкружка Удмуртского клуба. Спектакли этого коллектива были очень дороги удмуртскому зрителю и потому посещались они с большим желанием 25. В разные годы в нем приобщались, к искусству сцены будущие мастера удмуртского профессионального театра К-А. Ложкин, В. К. Виноградова, В. Г. Волков, Я. Н. Перевощиков, Г П. Овечкин, К-К-Фанталова (Гав рилова) и др. Перед театральными коллективами помимо художественных задач стояла задача повышения политического, общеобразовательного и культурного уровня народа. Для ее выполнения применялись разнообразные формы и методы работы: лекции, беседы, дискуссии, собрания, вечера вопросов и ответов, «Красные вечеринки» с рукоделием, громкие читки газет и книг, литературные и антирелигиозные вечера, «политсуды», революционные и трудовые праздники. Только что зародившийся театр не имел еще ни опыта, ни кадров, ни элементарных условий для нормальной работы. Например, Н. Петухов писал о том, что в д. Пытцам Мултанской волости спектакль «Югыт сюрес вылэ» («На светлую дорогу») по пьесе К. П. Герда шел при свете лучины26. Из-за трудных условий некоторые кружки постепенно прекращали свое существование. Особенно много их сократилось в годы массового голода, начавшегося в 1921 году. Невысоким был и уровень исполнительского мастерства акте-ров-любителей. Но несмотря на все эти обстоятельства, новый вид искусства был принят зрителем восторженно. Люди шли на спектакли как на праздник, невзирая ни на пагоду, ни на расстояние. Их интерес вызывался не столько содержанием пьесы, сколько игрой актеров: ведь большая часть населения, в особенности удмуртского, впервые вошла в зрительный зал и была глубоко очарована доселе неизвестным ей видом сценического искусства. Одним из красноречивых свидетельств тому может служить диалог двух зрителей, воспроизведенный «Ижевской правдой»: А хорошо же придумали эти... самые театры? А? Хорошо ведь, Силаич? Весело! Другой раз до слез насмеешься и учишься. Я вот смотрел «Ревизора». Ну не видал бы, так и не знал бы, как они ловко взятки берут... Дошлые были! Брошу табак курнть. Лучше на эти деньги лишний раз сходить посмотреть. Хорошо... Занятно больно... Зритель первых послереволюционных лет, в большинстве своем не умевший писать и читать, воспринял театр как школу, как одну из эффективных форм просвещения, как средство борьбы с темнотой. Местные газеты тех лет писали: «Театр школа жизни». «Спектакль это не только игра, это своего рода школа для народа». «Спектакль, как и обучение в школе, учит, и мы учимся на спектаклях». «Человек в спектакле, как в зеркале, видит свои положительные и отрицательные качества, а значит, учит его как жить». «Спектакль воздействует на сознание, развивает ум, учит новому, и его никак нельзя сравнивать с обычным пбртмаськоном». «Живое слово, спектакли вносят много нового и свежего в будничную, серую жизнь крестьян». Как писала газета «Гудыри», спектакль «От ней все качества», поставленный в д. Юмьяшур, помог раскрыть глаза народу. Театр позволил народу творчески использовать свой досуг. В отдельных деревнях молодежи он заменил посиделки в банях.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования