Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Только о замужней или женатом колмыке говорили стал человеком

Только о замужней или женатом колмыке говорили стал человеком



". В доме родителей девушка на выданье была всеобщей любимицей, которую баловали и берегли, стараясь не нагружать тяжелой работой, даже в ограниченном пространстве кибитки для нее обычно ставили отдельную кровать. "Став человеком", молодая ("бер"), будучи формально хозяйкой очага, фактически становилась рабочей единицей в домашнем хозяйстве. После женитьбы мужика же получал одидический статус главы семьи, самостоятельного человека, и поэтому к нему повышались соционормативные требования общества. Поскольку кибитка не была самостоятельной экономической единицей в условиях хотона (семейно-родственной группы), хозяйственные заботы мужчины в основном оставались прежними. Большую роль в калмыцкой свадьбе вплоть до начала века играл священнослужитель-астролог (зурхачи). Он определял благоприятный возраст для жениха и невесты, благоприятные дни для сватовства, свадьбы, увоза невесты и других этапов свадьбы, а также указывал, что надо брать с собой в ту или иную свадебную поездку, масть лошади, на которой увозят невесту, выбрал лиц для свершения обряда принятия невесты в род мужа (бер мергулгн). Другой священнослужитель из ранга гелюнгов освящал молитвой брачную пару и очаг в новом доме. Непосредственное участие астролог (зурхачи) и гелюнг принимали только на завершающем этапе ритуала. Он заклшался в поездке в хотон родителей невесты делегации родственников мужа совместно с приглашенным зурхачи и в увозе невесты в новый дом, а также в совершении обряда, благословляющего новую пару. По приезде в дом родителей невесты зурхачи первым входил в дом и садился рядом с возвышением из сундуков, находившимся с левой стороны от входа кибитки ("барун баран"), и изголовьем вдовами хозяина, т.е. как раз в том месте, где обычно развешивались иконы с изображениями ламаистских божеств. В продолжение всего пира астролог должен был ожидать особого часа, наиболее подходящего для увоза невесты, когда определенный им же юноша должен был взять за руку девушку и повести ее за собой. После некоторой борьбы за невесту ее обычно увозили, накрыв платком лицо, что отражало представление о неизвестности ожидающей ее судьбы, новой жизни. Судя по обрядовому оформлению, возможно даже говорить о новом перерождении (в понимании ламаистами), поскольку вслед невесте родители устраивали жертвоприношение огню отмечающее в данном случае, как и на поминках, окончание жизни и спрашивание у хозяина огня, солнца, божества Окон-тенгри перерождения (эти представления противоречат ламаистскому учению и предстают в неявном, но прослеживающемся виде). И действительно, наречение молодой жены новым именем в доме мужа еще раз подтверждает "рождение" нового человека. Но в первый день после приезда в хотон родственников мужа по указанию зурхачи и в сопровождении молитв, читаемых буддийским священнослужителем, совершается еще одно жертвоприношение "гал тяклгн". Его проведение в тот же день символизирует соединение двух жизней в одной, быстроту наступления "нового рождения", свидетельствует о втором назначении "гал тяклгн": если первое совершалось вслед уходившему (из рода) человеку, то второе направлено на испрашиваете благополучия, плодородия, счастливой жизни у семейного очага. Та же символика благопожелания в новой жизни пронизывает и церемонию поклонения перед жертвенным столиком с изображениями ламаистских божеств в доме родителей мужа, а также поклонения самим родителям и предкам по мужской линии, сопровождавшимся жертвоприношением жиром бурханам, солнцу, духовенству, покровителю огня и вновь приобретенным родичам. Непосредственный обряд религиозного освящения брака совершался перед дверью кибитки, где расстилали кошму, на которую садились молодые, держа в руках берцовую кость (ее вручение всегда означало пожелание детей, которые играли бы в аль-чики). После прочтения молитв гелюнг касался головы невесты и жениха ламаистской иконой, и только после окончания этой церемонии девушка могла облачиться в платье замужней женщины и-заплести две косы вместо одной.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования