Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





rudnevphotos.ru vulkan казино.
Главная » Фотогалерея » Трусовские осетины

Трусовские осетины



Путь к Трусовскому ущелью (по-осетински Тырсыгом) начинается от Кобинской долины. Вверх по течению Терека открывается узкий, скалистый горный проход, называемый Хъасара, по которому проходила вьючная тропа, веками связывавшая население Тырсыгома с внешним миром. В середине XIX в. по ней провели колесное сообщение, однако проход Хъасара часто закрывался зимой снежными лавинами, а летом — оползнями, надолго оставаясь непроезжим для двухколесных арб — основного вида гужевого транспорта всех горцев-осетин. Е.Г. Пчелина, много лет изучавшая горную Осетию, справедливо считала Трусовское ущелье (Тырсыгом) самым труднодоступным. Грузины называли Тырсыгом Турцо, или Труцо. Грузинский географ и историк Вахушти Багратиони (середина XVIII в.) писал: «Труцо, разделенный на три ущелья, примыкает с востока к Хевис, с запада — к Захи (Зака) и Магран-Двалетии (Урстуалта); с юга — к Мтиулетии, с севера — к Куртаули (Куртатинское ущелье)...» (1, с. 147). Судя по многим грузинским источникам, осетины заселяли Трусовское ущелье по меньшей мере с раннего средневековья (VII в.). Это была юго-восточная окраина Двалетии — территории осетин-двалов, которая охватывала многие районы горной Северной и Южной Осетии. Существование осетинского этноса в Трусовском ущелье, во всяком случае, с раннего аланского средневековья, доказывается осетинской топонимикой и множеством памятников их материальной культуры — башнями различных типов, склепами, древними святилищами и т.д. Впоследствии в этом регионе имели место достаточно сложные миграционные процессы. В частности, Трусо (Трусовское ущелье, Тырсыгом) активно заселялось в основном представителями иронской этнической группы осетин — выходцами из трех ущелий (Даргавского, Куртатинского, Алагирского). Часть переселенцев бежала от земельной тесноты, уходила в поисках лучших мест, дававших возможность заниматься земледелием и скотоводством, другая часть спасалась от кровной мести. В целом рассматриваемые нами трусовцы — население после татаро-монгольского периода, пришедшее на смену прежних жителей — осетин-двалов, известных здесь с VII в. Между тем, этноним «двалы» преемственно сохранился за местным населением. Так, Вахушти Багратиони, описывая Трусовское ущелье, указывал, что его «обитатели суть осетины двальцы» (1, с. 147). С эпохи позднего средневековья трусовские осетины время от времени попадали в экономическую зависимость от грузинских царей, поставляя им ежегодно от каждого двора в качестве налога определенное количество скота. Так, в документе, датируемом 1776 годом, сказано, что в Трусовском обществе «каждый крестьянин двора был обязан давать ежегодно 16 овец, а всего общество — 12 ослов и ослят, жеребенка и лошадь». Отношения с центральной властью не всегда были безоблачными, порой они принимали конфронтационный характер, доходивший до применения сил. Так, карательные акции против трусовских осетин предприняли цари Давид VIII (1293—1311) и Георгий (1314—1346), которые «разорили много двальских ущелий, разрушили все крепости от Трусо до Ачабети». И в дальнейшем из-за нежелания трусовцев платить дань грузинские войска часто вторгались на территорию Тырсыгома, разрушая их башни и крепости. Согласно сообщениям документов, при царе Ираклии I «в Трусо взяли сорок башен и сожгли». Аналогичную акцию совершил царевич Леван в 1776 году, отправив вооруженный отряд с наказом, чтобы его люди «вошли в Трусо, узнали, каким количеством овец обложены тамошние осетины, собрать их целиком по данной описи и сдать в нашу казну под расписку». Важное значение для нас имеют содержащиеся в источниках сведения о населении Тырсыгома. По данным Вахушти Багратиони, в ущелье находилось 8 селений. В «Списке сел и фамилий трусовцев» за 1780 год, названных часто неправильно, 11 многофамильных селений. Все осетинские фамилии были написаны с грузинским окончанием «швили». Приведем несколько примеров. В сел. Гимара (Джимара) в нем отмечено 12 фамилий — Бусалишвили (Бусаловы), Бороишвили (Бароевы), Гусалишвили (Гусаловы), Берозишвили (Берозовы), Камашвили (Камаевы) и др., в сел. Реш — 5 фамилий, в том числе Калманишвили (Калмановы), Кокаишвили (Кокаевы), в сел. Теп — Хатишвили (Хатиевы), Темуришвили (Темуровы), Джанигишвили (Джангиевы) и др., всего 7 фамилий, в сел. Какадури (Хъахъхъæдур) — Тавашвили (Таваевы), Булачишвили (Булацовы), Джантишвили (Джантиевы), Урташвили (Уртаевы), Бизиешвили (Бизиевы), Сапишвили (Сапоевы), в сел. Кетери (Четырыш) — Бисланишвили (Бислановы), Дидишвили (Дидиевы), Болишвили (Болиевы) (2, с. 142). Одним из первых европейцев, посетивших труднодоступное Трусовское ущелье, был Ю. Клапрот, немец, находившийся на службе Российской Академии наук. Изучая происхождение осетин, их быт и культуру, язык, он писал в 1808 г.: «Скалистая долина, где начинается Терек, заселена осетинским племенем турци, называемым грузинами турцо или труцо...». В сведениях, сообщаемых ученым, упоминаются некоторые селения трусовцев (Калагатикау, Бурмасигкау, Каратекау, Кетуетекау, Цивиратта, Реци (Реш), Абана, хотя следует отметить, что Клапрот, воспринимая на слух местные осетинские топонимы, зачастую неверно их транскрибирует, что затрудняет идентификацию называемых им пунктов с реально существовавшими поселениями. Время возникновения многих селений Тырсыгома, несомненно, определяется средневековым периодом, о чем, например, свидетельствуют многочисленные крепостные сооружения, часто находимые уже в виде развалин. К ним относятся древние кладбища царциат, многие боевые, жилые, сторожевые башни, домакрепости, а также средневековые христианские храмы, относящиеся к периоду правления царицы Тамары, ставшие после татаро-монгольских войн языческими святилищами. Особенно славилось трусовское башенное искусство, не знавшее себе равных в других ущельях горной Осетии. Здесь были нередкими многобашенные селения и очень редки села, не имевшие башен. Во время полевой экспедиции в Тырсыгоме мы посетили многие местные селения, собирая сведения об их истории, жителях, материальной и духовной культуре тырсыгомцев. В селении Абана проживали представители фамилии Гудиевых, которые вышли, видимо, из Куртатинского ущелья. В западной части села были возведены две башни: одна семиярусная, боевая, высота первого яруса — 1,75, второго — 3 м. В башне иногда жили, но в основном ее использовали для хранения продуктов. Для этой цели предназначались три ее нижних яруса. Верхние ярусы со множеством бойниц служили для обороны. Другая 4-ярусная башня, возвышавшаяся над селом, — сторожевая. Как отмечалось выше, Абана было конечным пунктом колесной дороги у трусовцев. В 1853 г. Обществом по распространению христианства на Кавказе в селе была построена церковь. В селении Бурмæсыг проживало 18 дворов Туаевых. Они переселились сюда давно из сел. Шатат Мамисонского ущелья Северной Осетии из-за кровной мести. По преданию, первопоселенцами были три брата: Туа, Кабыс, Уалы, ставшие родоначальниками фамилий Туаевых, Кабисовых и Валиевых Уалытæ. Название села идет от башни Туаевых, которую, по преданию, построил Гагиз Уртаев за плату в 18 быков. Она — 4-ярусная, боевая, имеет на верхних ярусах 5—6 бойниц. Время ее постройки неизвестно. Жители селения Джимара Боцоевы (7 дворов) и Березовы (13 дворов) известны здесь по грузинским источникам с XVIII в. По преданию, они переселились из сел. Джимара Даргавского ущелья. Боцоевы занимали верхний квартал села, Березовы — нижний. Характерно, что Березовы имели 7 башен по названию их владельцев: Амуаты мæсыг (башня Амуа — новых), Быдарты мæсыг, Дударыхъхъы мæсыг, Газалыхъойы мæсыг, Мæцыхъойы мæсыг, Джитаты мæсыг, Мæрсагаты мæсыг. У Боцоевых было всего три башни: Джпдаты мæсыг, Быдарты мæсыг и Хостыхъуаты мæсыг. Рассказывают, что башни эти строили два брата Гудиевы из сел. Абана, причем один из них строил башни, другой — гæнах (трехэтажные дома-крепости). Время постройки башни, как и ганаха, составляло 3—5 лет. Сооружали указанные крепости и другие мастера, приходившие из разных мест горной Осетии. Располагаясь у подножья крутой горы, село Джимара постоянно находилось под угрозой схода снежных лавин. В таких случаях жители нижней части села нередко покидали дома и укрывались в безопасном месте.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования